Обучение водителей по 20-тичасовой программе по БДД – обязанность транспортных компаний, оказывающих услуги по перевозке грузов и пассажиров. УГАДН контролирует выполнение требования, проверяет его в рамках плановых и внеплановых проверочных мероприятий.
Проходят обучение водители, которые управляют ТС. Законодательством предусмотрены требования к содержанию программы, порядку проведения экзамена и т.д. Повышение квалификации должно быть бесплатным, поскольку законом о БДД предусмотрена обязанность предприятия создавать условия водителям по прохождению обучения.
В учебных центрах услуга платная, но можно организовать бесплатное обучение водителей на рабочем месте. Это разрешено разъяснениями Минтранса РФ. Задача транспортной компании – подобрать специалистов и правильно организовать процесс повышения квалификации.
Законодательством предусматривается приоритет жизни и здоровья граждан над коммерческими интересами компании. Поэтому транспортная компания должна минимизировать риск ДТП с участием ее ТС. Для этого проводится предрейсовый и послерейсовый осмотр ТС, инженер по БДД осуществляет агитационную и пропагандистскую работу по БДД, обучает водителей методам безаварийной езды и т.д.
У профессии водителя есть профессиональный стандарт, которым предусмотрено регулярное повышение квалификации. Это означает, что такой сотрудник обязан регулярно улучшать свои навыки. Образовательный уровень при этом остается прежний (после курсов повышения квалификации выдается только сертификат, переход со среднего на высший уровень образования не производится).
В законодательстве о БДД заложены основные принципы:
В государственном управлении БДД используется программно-целевой подход. Устанавливаются показатели БДД, разрабатываются мероприятия по их достижению в форме государственной программы. Поскольку госорганы имеют больше полномочий в обеспечении БДД, другие участники дорожного движения обязаны подчиняться требованиям госорганов.
Основные контрольно-надзорные структуры за соблюдением законодательства БДД – Ространснадзор, его территориальные учреждения УГАДН и ГИБДД МВД.
В интернете можно найти утверждение, что 20-часовая программа для водителей по БДД отменена. Это касается только содержания программы, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 02.10.2001 года. В законодательстве по БДД закреплено требование к транспортным компаниям о предоставлении возможности водителям повышать свою квалификацию.
Автомобиль или другой наземный транспорт – средство повышенной опасности. Поскольку в законодательстве предусмотрен приоритет жизни и здоровья людей над коммерческими интересами организаций, УГАДН продолжает требовать регулярное обучение водителей.
На заметку. Минтранс РФ принял решение отменить свой приказ от 02.10.2001 г. Заменяющих нормативных актов не выпущено. Поэтому УГАДН при проверках продолжает руководствоваться этим документом. Следовательно, не рекомендуется отменять регулярное (ежегодное) 20-ти часовое обучение.
Основной нормативный акт по БДД – закон о БДД. В нем содержится:
В развитие закона существуют Постановления Правительства РФ, Приказы и Распоряжения Минтранса РФ и т.д. Все нормативные документы обязательны к исполнению. В случае нарушения организацию ждут существенные штрафы, возможно, приостановление деятельности.
Продолжительность обучения – 20 часов. Теоретическое учебное занятие длится 45 минут, а практическое – 60 минут. Количество лекций и практик определяется учебным планом. По итогам обучения слушатели сдают экзамен.
Важно! Учебные заведения применяют программу обучения, утвержденную Приказом Минтранса от 02.10.2001 г. Несмотря на то, что документ отменили, содержание программы устраивает УГАДН. Организация имеет право самостоятельно разработать свою учебную программу, но ее придется согласовывать с контролирующими органами, чтобы избежать штрафов при проверках.
Приказом Минтранса от 02.10.2001 г. утверждена периодичность повышения квалификации водителей – не реже 1 раза в год. При успешной сдаче экзамена слушателю выдается сертификат.
ГОСТ по безопасности труда устанавливается, что обучение представителей рабочих профессий может проводиться без отрыва от производства. Для повышения квалификации привлекаются:
При необходимости можно обратиться в учебный центр. При выбор образовательной организации рекомендуется обращать внимание на:
На заметку. Организовать обучение на предприятии проще, но требуется квалифицированный персонал для передачи знаний. Рекомендуется избегать дистанционного обучения водителей, поскольку научить безаварийной езде без практических занятий очень сложно.
Обучение водителей в учебном центре стоит от 500 до 1500 руб. за 1 человека. Стоимость зависит от технологии обучения (дистанционное или очное) и количества водителей (чем больше слушателей, тем ниже цена).
По окончании обучения, учебный центр выдает удостоверение (сертификат) о повышении квалификации и вносит информацию об этом в специальную государственную информационную систему. Срок действия удостоверения – 1 год, что предусмотрено требованиями законодательства.
Учебные центры гибко подходят к порядку оплаты: полная или частичная предоплата, оплата по факту, возможна рассрочка при большом количестве слушателей.
При дистанционном обучении удостоверения (сертификаты) отправляются по почте. При такой образовательной технологии водитель продолжает выполнять свои производственные задачи, учится в свободное от работы время. Задача – успешно сдать экзамен.
При наличии в транспортной компании опытных сотрудников, которые могут качественно провести обучение, рекомендуется ежегодное обучение водителей проводить самостоятельно.
Для этого требуется издать приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-часовой программе БДД, утвердить программу, провести обучение в соответствии с учебным планом и принять экзамен. По итогам аттестации принимается протокол проверки знаний по БДД. Это является основанием для допуска водителя к управлению ТС.
Готовит и оформляет все документы ответственный за БДД в организации. УГАДН имеет при осуществлении проверочных мероприятий контролирует правильность оформления и содержание обучения.
Чтобы иметь возможность повышать квалификацию водителей, в первую очередь, необходим приказ об утверждении программы ежегодного обучения водителей. В качестве образца рекомендуется использовать программу, утвержденную Приказом Минтранса РФ от 02.10.2001 г. Ее содержание полностью устраивает контролирующие органы.
Второй шаг – издание приказа об обучении водителей. В нем указываются сроки и преподаватели. К приказу прикладывается список водителей, которые повышают квалификацию. Они должны расписаться в листе ознакомления с приказом.
Важно! Преподаватели должны быть аттестованными в сфере БДД. При необходимости можно пройти переподготовку по специальности и получить необходимый документ об образовании.
Во время обучения водителей ведется журнал посещаемости. Итог подготовки – сдача экзамена. Задача комиссии – проверить знания водителей после повышения квалификации, контролировать ход аттестации, соблюдение правил. По итогам экзамена формируется протокол. В нем перечисляются те, кто допущен к экзамену, перечень экзаменационных билетов, результаты сдачи.
Правила прохождения экзамена – стандартные. Запрещается пользоваться учебниками, нормативными актами, смартфонами (мобильными телефонами), беседовать с соседями, выходить из аудитории. При нарушении правил слушателю могут быть не зачтены результаты экзамена.
Члены комиссии должны быть аттестованы по БДД, входить в реестр аттестованных специалистов, который ведет УГАДН. Для этого у них должно быть среднее или высшее образование. Желательно, чтобы оно было профильное. В противном случае придется проходить курсы профпереподготовки. При наличии среднего образования требуется 3 года работы в сфере БДД. Аттестацию такие специалисты проходят 1 раз в 5 лет.
Важно! Если в организации отсутствуют аттестованные специалисты или их количество недостаточно для создания комиссии (менее 3 человек), придется обращаться в учебный центр.
Внешний вид приказа определяется правилами внутреннего документооборота. Он готовится в ворд и издается на фирменном бланке. В нем 3 раздела: шапка, основная и заключительная части. Шапка содержит само слово «приказ», краткое описание, о чем он, почему издается, номер и дату утверждения (приказы обязательно регистрируются в организации). Должна быть отсылка к списку экзаменационных билетов.
В основной части указываются ФИО специалистов, входящих в комиссию, их полномочия, сроки аттестации.
В заключительной части назначается ответственный за контроль над исполнением приказа, ставится подпись руководителя, может прикладываться лист согласования. Члены комиссии должны расписаться в листе ознакомления с приказом.
Документ утверждается приказом по предприятию. В приказе предусматривается его номер и дата (регистрация внутренних документов предусмотрена ГОСТами по документообороту), основание для издания.
Сам учебный план с перечнем тем и количеством часов на каждую тему обычно представляет собой приложение к приказу. На нем также должна быть утверждающая подпись руководителя и автора.
Подписывает приказ директор предприятия. Его могут согласовывать ключевые сотрудники (члены комиссии по приему экзамена).
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 02.10.2001 при обучении должны рассматриваться:
Водителей при повышении квалификации обязательно информируют об аварийности в текущем (2022) году, указываются основные места концентрации ДТП, их причины. Инженер по БДД рассказывает о динамике аварийности на конкретном предприятии, анализирует причины, объясняет принципы безаварийной езды.
Источник информации – отчеты ответственного за БДД в компании. В рамках данной темы изучаются основные ошибки водителей, на практических занятиях отрабатываются новые навыки.
При внутригородских перевозках основные проблемы могут возникнуть либо в связи с некорректным техническим обслуживанием (неисправности тормозной системы, рулевого управления), либо в связи с нарушением ПДД (некорректный проезд перекрестков, неправильный обгон и т.д.).
На загородных трассах ДТП возникают из-за нарушений правил разъезда встречных ТС, правил обгона, неправильной езды в сложных метеоусловиях. Преподаватели рассказывают о принципах вождения в разных ситуациях, разбирают сложные случаи на дороге.
В данный раздел преимущественно входит информация об изменениях в ПДД. Инструкторы разбирают нововведения, рассматриваются нарушения, правила общения с инспекторами и т.д.
В предприятиях, осуществляющих перевозки грузов, рассматриваются правила весо-габаритного контроля, перевозки опасных грузов.
Водителям доводится информация о нюансах эксплуатации ТС, которые есть в организации, на что нужно обращать внимание при предрейсвом и послерейсовом осмотре.
Слушатели изучают:
Все действия рекомендуется отрабатывать на практике. Водитель должен быть готов к оказанию первой медицинской помощи, не тратить время на раздумья, поскольку от этого зависит жизнь и здоровье человека.
В данном разделе обучения рассматриваются правила езды на подъемах и спусках, прохождения крутых поворотов, маневрирования на ограниченном пространстве. В первом разделе (об аварийности) слушателей проинформировали о местах с большой концентрацией ДТП. В этом части обучения они изучают порядок их проезда с минимальным риском. Изучается порядок преодоления участков с гололедом или в период сильных осадков.
Скачать экзаменационные билеты по 20-часовой программе БДД можно в интернете, на сайтах учебных центров.
Важно! При выборе сайта, откуда скачиваются билеты и ответы на них, рекомендуется изучить программу. Она должна соответствовать Приказу Минтранса РФ от 02.10.2001 г.
Организация может сама разработать перечень вопросов для контроля знаний водителей по итогам повышения квалификации. Они должны обеспечивать проверку знаний по всем темам курса.
Всю необходимую информацию можно найти в нормативных актах и методических рекомендациях Росавтотранса. Инженер по БДД обязан разработать в организации внутренние документы по безаварийной езде. Их можно использовать для подготовки к экзамену.
Итог обучения – протокол комиссии. Он должен иметь номер и дату. В нем указывается перечень допущенных к экзамену сотрудников, номера билетов, которые они решали. В заключении – список успешно прошедших аттестацию водителей. Протокол подписывается всеми членами комиссии.
Законом о БДД и профстандартом предусмотрено регулярное повышение квалификации водителей. Его можно проводить в организации или учебном центре. Итог обучения – успешная сдача экзамена. После нее можно допускать водителя к управлению ТС.