Каждая транспортная компания обязана соблюдать требования по БДД. В первую очередь закона о БДД, в котором описаны:
На предприятии инженер по БДД подчиняется напрямую руководителю и отвечает за снижение аварийности в компании. Он постоянно взаимодействует с контролирующим органом – региональным УГАДН.
Учреждение имеет право осуществлять плановые и внеплановые проверки, контролировать корректность документации, порядок техосмотра ТС и медицинского обследования водителей перед рейсом.
УГАДН – подразделение Ространснадзора, которое выполняет контрольные функции в Минтрансе РФ. Помимо соблюдения законодательства о БДД, Ространснадзор осуществляет лицензирование определенных видов деятельности и весогабаритный контроль на трассах страны.
Основная задача инженера по БДД в организации – снижение аварийности. Для этого он контролирует выход ТС в рейс или на линию, ему подчиняются механики или подрядчики в части предрейсового и послерейсового осмотра. Автомобиль или автобус выходят в рейс или на линию только исправными.
Также ответственный за БДД контролирует проведение медицинских обследований водителей. Он имеет право запретить допустить до работы больного или находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения сотрудника.
Инженер по БДД главное лицо в случае ДТП с ТС организации. Он не только принимает активное участие в расследовании и выявлении виновных, но и разрабатывает мероприятия по недопущению таких ситуаций в будущем.
Он обязан иметь образование в сфере БДД, периодически проходить обучение по безопасности дорожного движения в организации, сдавать экзамен (аттестацию) 1 раз в 5 лет. Таким образом, знания и умения сотрудника поддерживаются в актуальном состоянии.
Транспортная компания, которая выполняет перевозки грузов или пассажиров, обязана иметь в своем штате ответственного за БДД сотрудника. Он назначается специальным приказом и подчиняется исключительно директору предприятия. В небольших компания обязанности ответственного за БДД сотрудника можно совмещать. Часто их возлагают на специалиста по охране труда.
На заметку. Специалиста может не быть в штате, если весь автопарк передан транспортной компанией сторонней организации или ИП в аренду, на предприятии отсутствуют эксплуатационные расходы на ТС. Также должности инженера по БДД в штате может не быть, если на предприятии используются только легковые автомобили для нужд компании (коммерческие услуги не выполняются).
В крупных транспортных организациях может быть несколько ответственных за БДД сотрудников. В этом случае создается специальный отдел.
Для выполнения своих задач, сотрудник по БДД:
Вознаграждение сотрудника зависит от региона и условий работы. Если предприятие небольшое, ответственный за БДД будет назначен, скорее всего, по совместительству. В этом случае доплата составит от 20 тыс. руб.
Для стандартного предприятия размер зарплаты ответственного за БДД сотрудника начинается от 50 тыс. руб. Самые большие зарплаты отмечены в северных и дальневосточных регионах. Это связано с недостатком специалистов на рынке труда, тяжелыми условиями труда, высокими доплатами (северный кэффициент), установленными государством.
В северных и дальневосточных регионах, работа инженера по БДД более ответственная. В автопарке ТС присутствует тяжелая техника. Дорожные условия часто бывают неблагоприятными, что увеличивает вероятность ДТП и возлагает большую ответственность на сотрудника, ответственного за БДД.
В Москве самые высокие зарплаты сложились из-за территориальных перекосов рынка труда. Есть и повышенная нагрузка на инженеров по БДД из-за большого количества ТС на дорогах, пробках и т.д.
Помимо требований нормативных документов по БДД, умения составлять внутренние документы, сотрудник по обеспечению БДД должен знать методы планирования и организации перевозок пассажиров и грузов. Такой набор навыков позволяет вырасти сотруднику до уровня главного инженера или заместителя директора по перевозкам (если компания оказывает транспортно-логистические услуги). На крупном заводе, где перевозками грузов, готовой продукции занимается собственный транспортный цех, инженер по БДД может стать его начальником.
Чтобы двигаться по карьерной лестнице, необходимо не только регулярное профильное обучение ответственного за безопасность дорожного движения, но и повышение квалификации в области эксплуатации ТС, управления перевозками и персоналом.
Заместитель руководителя предприятия, начальник цеха должны разбираться не только в технике, но и уметь ладить с людьми, планировать свою деятельность, анализировать показатели, разрабатывать корректирующие действия. Руководители – это уже не технические специалисты, а больше менеджеры-управленцы.
Образование у специалиста по БДД должно быть средним или высшим. Без образования выполнять обязанности запрещается. Желательно, чтобы образование было профильным. В противном случае потребуется проходить курсы профпереподготовки.
Профильное образование означает, что полученная по итогам обучения специальность должна быть технической и входить в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта».
Нормативные акты по БДД не требуют от сотрудника с высшим образованием опыта работы. При наличии только среднего образования, чтобы занимать должность ответственного за БДД, требуется опыт работы в сфере эксплуатации ТС или обеспечения БДД не менее 3 лет.
Для занятия должности требуется прохождение аттестации с периодичностью 1 раз в 5 лет. При успешной сдаче экзамена специалист попадает в реестр ответственных за БДД, который ведет УГАДН. Это является основанием для назначения его на должность.
Обучение ответственного за БДД с целью подготовки к аттестации может проводиться в учебных центрах. Рекомендуется обращать внимание на:
Важно! Не стоит ориентироваться только на цену при выборе учебного заведения. Можно заплатить деньги и не получить результата. Также не стоит верить предложениям с гарантией, когда УЦ гарантирует, что испытуемый успешно сдаст экзамен со 100% вероятностью благодаря особым отношениям УГАДН и УЦ.
Получить высшее образование по специальности «инженер по БДД» можно в большинстве технических вузов страны. Продолжительность обучения зависит от формы обучения. При очной форме специалиста выпустят через 4 года, и он будет иметь право работать инженером по БДД. При очно-заочной форме на обучение потребуется 4,5 года.
В процессе обучения студент изучит:
Обучение может быть платным или бесплатным (при наличии бюджетных мест). По итогам обучения выдается диплом единого государственного образца.
При наличии высшего или среднего образования не по группе специальностей «Техника и технологии наземного транспорта» для работы в сфере БДД требуется пройти профпереподготовку или специальные курсы БДД. Их можно пройти дистанционно или очно. Главное – получить документ о переподготовке. Это откроет допуск к аттестации.
Поскольку нормативные акты постоянно дорабатываются, улучшаются методики работы, повышать квалификацию рекомендуется:
Профпереподготовка и повышение квалификации отличается количеством часов. Переподготовка требуется специалистам, у которых отсутствуют основные теоретические знания по специальности. Диплом о профпереподготовке дает право осуществлять деятельность по специальности. Например, для специалиста по БДД – выпускать ТС на линию.
Данная форма обучения предполагает, что у сотрудника есть определенная специальность. Ему требуется только повысить свою квалификацию – развить компетенции, получить новые знания и навыки.
В отличие от профпереподготовки на повышение квалификации тратится не более 300 часов. Особенность обучения специалистов по БДД – практическая ориентация. Актуализация теоретических знаний, методических рекомендаций – важный раздел. Главная задача – научиться применять новые знания на практике.
При повышении квалификации преподаватели читают лекции и проводят практические занятия. Для этого учебные центры должны быть специально оборудованы. На занятиях (уроках) применяются тренажеры и другие технические средства.
В рамках обучения сотрудников по БДД изучают:
По итогам обучения слушатель обновит свои знания о нормативном регулировании БДД; правила безопасной эксплуатации ТС, перевозки тяжеловесных, негабаритных и опасных грузов; управлении перевозками. В результате обучения он станет готов к аттестации УГАДН и выполнению обязанностей по обеспечению БДД.
Обучение БДД для механиков требуется для соблюдения порядка проведения предрейсового и послерейсового техосмотра ТС. В образовательную программу входят разделы:
Регулярное повышение квалификации в этой области требуется для актуализации знаний нормативно-правового регулирования и применения в работе современных методов и лучших практик. Помимо стандартных модулей, которые изучают специалисты по БДД и контролеры технического состояния ТС, диспетчеры обучаются:
В транспортной компании повышение квалификации должны проходить не только ответственные за БДД, механики и диспетчеры, но и руководители и водители. Первым будет полезно пройти управленческие тренинги, изучить управление финансами, персоналам. Вторым – методы безаварийной езды, повысить правовую грамотность при взаимодействии с ГИБДД, основы устранения типовых неисправностей ТС.
Обучение должны проходить и водители автомобилей со спецсигналами. Они изучают правила эксплуатации ТС, применения спецсигналов, методы безаварийной езды, правила оказания первой помощи.
Повысить квалификацию можно в очной, очно-заочной (вечерней) и дистанционной форме. Каждая из них обладает плюсами и минусами. Очная позволяет задать преподавателю вопросы, воспользоваться тренажерами, что лучше формирует навыки. Минус такой формы – самая высокая стоимость среди трех форм и необходимость отрыва от производства.
Дистанционная форма – самая дешевая, но она эффективна только для дисциплинированных людей. Сотрудники с низким уровнем самоорганизации и самодисциплины не получат полных знаний, хуже подготовятся к аттестации. Зато обучение онлайн позволяет обучаться, не отвлекаясь от работы.
Очно-заочная (вечерняя) форма совмещает очное и дистанционное. Единственный недостаток, на сотрудника возрастает нагрузка. Ему приходится и работать, и учиться.
Цена курсов зависит от формы подготовки, продолжительности программы и региона. Самая дорогая форма обучения – очная. Она требует привлечения преподавателей, затрат на оборудование и содержание учебного класса. Дистанционная таких затрат не требует, достаточно 1 раз создать электронный курс и периодически его актуализировать.
Меняется стоимость образования в зависимости от региона. В каждой области или крае разный уровень конкуренции, разный преподавательский рынок. Это влияет на стоимость образовательных услуг.
В результате обучения актуализируются знания законодательства БДД. Кроме того, специалисты обновляют и улучшают профильные навыки:
По итогам обучения в вузе специалист получает диплом. Для этого ему потребуется успешно сдать госэкзамены, защитить выпускную работу. Окончание техникума или колледжа также подтверждается дипломом. Далее выпускник может продолжить обучение в вузе, либо начать работать.
В результате курсов профпереподготовки или повышения квалификации выдается сертификат или удостоверение.
Чтобы иметь возможность выполнять обязанности ответственного за БДД, сотрудник должен 1 раз в 5 лет проходить в аттестацию. Это основание включения в реестр, который ведет УГАДН. Отсутствие сотрудника в реестре – основание признать это нарушением законодательства БДД при проверке.
Важно! При приеме на работу или после аттестации рекомендуется выполнить проверку наличия человека в реестре. Для этого на сайте Росавтотранса нужно ввести ФИО и СНИЛС работника. Если он есть в реестре, система выдаст реквизиты протокола об утверждении результатов аттестации.
Обязанность прохождения закреплена в законодательстве для сотрудников, выполняющих обязанности ответственного за БДД. Такой работник должен быть в любой транспортной компании, оказывающей услуги по перевозке пассажиров или грузов.
Аттестация представляет собой экзамен в форме тестирования продолжительностью 30 минут. Испытуемому выдается билет, в котором 20 вопросов. Допускается сделать только 2 ошибки.
Во время аттестации запрещено выходить из помещения, пользоваться техникой и литературой для поиска подсказок, общаться с соседом. За этим внимательно следят члены комиссии, состоящей из представителей УГАДН и Росавтотранс. Процедура проводится бесплатно, уплата госпошлины не требуется.
После ответов на вопросы, испытуемые отдают членам комиссии листки с ответами. Члены комиссии проверяют и сообщают результат. Никаких документов не выдается. В течение 5-7 дней после аттестации данные заносятся в реестр специалистов БДД.
За нарушение законодательства БДД предусмотрены штрафы от 30 тыс. руб., отстранения сотрудника от работы, приостановление деятельности компании.
Итак, обучение специалистов по БДД необходимо. Оно поддерживает знания и навыки в актуальном состоянии, улучшает качество работы, готовит к периодической аттестации.