Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Обучение на предрейсовый медицинский осмотр водителей как получить сертификат на курсах

Общая информация

Дорожно-транспортные происшествия являются самой опасной угрозой для жизни и здоровья людей. Аварии несут ущерб для экономики государства, а также его демографии. Во время изучения безопасности ДД работники могут определить и квалифицировать причины аварий, которые косвенно влияют на их частоту или возникающие последствия.

Чтобы предотвратить ДТП, правительство разработало ряд законодательных и нормативно-правовых актов. Действующие документы устанавливают, что ИП и организации, которые эксплуатируют автомобили, должны обеспечить БДД. Для этого руководству нужно назначить сотрудника, обязанного за безопасность дорожного движения. Делается это посредством внутреннего постановления, а также другой документации. Когда акт о назначении будет выпущен, сотрудник сможет приступить к своей деятельности.

На предприятии необходимо регулярно осуществлять техобслуживание машин, а также медицинское обследование водителей. Эти процедуры являются обязательными. Если организация игнорирует требование, она может получить штрафные санкции или другое, более серьезное наказание.  

На заметку! Профессия водителя сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Шоферы отвечают не только за собственную безопасность, но также за пассажиров и других участников дорожного движения.

Организовать медобследования должен руководитель ИП или компании. Законодатели внимательно относятся к контролю состояния водителей. Шофер должен соответствовать стандартным показателям физического, а также психического состояния. При нарушениях концентрации, скорости или корректности принятия решений, сотрудник может спровоцировать ДТП.

Функции организма часто ухудшаются вследствие заболеваний, употребления лекарственных препаратов, переутомления, др. В связи с этим были приняты требования по проведению постоянного медицинского контроля за здоровьем водителей.


 

Правовое регулирование

Федеральный закон №196-ФЗ от 10.12.1995 г. предусматривает, что ИП и юрлица должны обеспечить организацию обязательного периодического медицинского обследования шоферов. Сегодня эта область регулируется несколькими юридическими актами. В них указан порядок осуществления предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров.

Нормативно-правовые акты:

  • Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации № 01И271/14;
  • Приказ Минздрава № 835н;
  • Письмо Минздрава РФ № 2510/9468-03-32;
  • Постановление Правительства РФ №30;
  • Письмо Минздрава России № 308;
  • Письмо Минздрава РФ № 2510/9468-03-32, др.

Проводиться диагностика может как непосредственно в организации, так в специальном учреждении. Число предприятий неуклонно увеличивается, однако не всегда работодатели могут позволить себе содержать дополнительного штатного сотрудника. В связи с этим было разрешено привлекать сторонних работников, которые имеют соответствующую лицензию. Подтверждающий сертификат выдается медработнику после прохождения 36-часового обучения.
 

Необходимость

Предрейсовое медицинское обследование водителей – это дополнительное мероприятие для обеспечения безопасного дорожного движения. Около 80-90% аварий возникает по вине шофера. Регулярная проверка здоровья шоферов была утверждена с целью сокращения количества аварий.

На заметку! Во время предрейсового медосмотра проверяется весь водительский состав предприятия. Благодаря этому работодатель может выявить «группу риска». Сотрудников, которым требуется более тщательный контроль.

Такая группа формируется из работников, имеющих хронические заболевания. Помимо этого, сюда входят водители, склонные к употреблению алкогольных напитков или запрещенных веществ. По отношению к этим сотрудникам руководитель может самостоятельно установить порядок проведения предрейсовых или любых других медосмотров.

Необходимость:

  • минимизирование количества ДТП;
  • выявление лиц, пребывающих в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • выявление шоферов с хроническими заболеваниями (в том числе и опасными, например, сердечно-сосудистыми).

Регулярная диагностика физического и психического состояния позволяет обеспечить БДД на дорогах общего или специального пользования.


 

Цели

Главная цель предрейсового медобслуживания заключается в выявлении вредных или опасных факторов, которые могут препятствовать выполнению водителем его служебных обязанностей. Во время проверки сотрудник осматривает шоферов и выявляет лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем любой категории.

Медработники контролируют здоровье водителей и анализирует причины отстранения того или иного шофера от выполнения рейсов. Результаты осмотров фиксируются с помощью внутренней документации. Также медицинские сотрудники помогают расследовать причины дорожно-транспортного происшествия и определяют, была ли авария взаимосвязана с физическим или психическим состоянием шофера.

Таким образом, медосмотры дают возможность своевременно выявить ограничения для управления машиной, предотвратить ДТП.
 

Виды

В нормативно-правовых актах указано несколько видов медосмотр, которые должны выполнять юридические лица, а также ИП. Каждый из них проводится в соответствии с установленной периодичностью.

Вид

Описание

Первичный медицинский осмотр

При трудоустройстве водители должны пройти первичную диагностику здоровья. Без этого мероприятия официально оформиться на должность экспедитора нельзя. Во время осмотра сотрудник убедится в нормальном физическом, психическом состоянии соискателя

Периодический

Один раз в 2 года весь состав водителей проходит периодическое медобслуживание. Если у шофера отсутствуют ограничения к управлению транспортным средством, после контроля он сможет вернуться к выполнению своих должностных обязанностей

Предрейсовый

Обязательная процедура, осуществляемая перед каждым рейсом

Послерейсовый

Нужен водителям, которые транспортируют опасные грузы или пассажиров

Внеочередной

Проводится при наличии показаний или по инициативе самого работника. Направление выдает руководитель

Если во время медосмотра водитель находится в измененном состоянии (или присутствуют остаточные следы такового), он не будет допущен к рейсу. В таком случае шоферу будет вменен выговор с занесением записи в трудовую книжку или отстранение от работы. При повторении инцидента работник может быть уволен с занимаемой должности.
 

Требования

Требования по охране труда устанавливают, что помещение, которое предназначено для проведения медосмотров, должно быть не менее 12 кв. м. Помимо этого, кабинет должен быть оснащен умывальником, телефоном, формами учетной медицинской документации, а также информацией о реквизитах ближайших лечебных учреждений.

На заметку! Помещение должно иметь минимум 2 комнаты. Одна из них предназначена для контроля состояния водителей, а вторая – для забора биоматериалов.

Что нужно установить в кабинете для предрейсового или послерейсового контроля здоровья:

  • кушетка для осмотра пациента;
  • стол;
  • стул;
  • светильник;
  • шкаф с вешалками;
  • устройства для измерения артериального давления;
  • термометр;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе;
  • экспресс-тест для определения концентрации в организме человека запрещенных веществ;
  • шпатели;
  • аптечка для оказания первой помощи.

Часто сложность при оборудовании медкабинета вызывает приобретение тестов, определяющих алкогольное, наркотическое или иное опьянение. Согласно нормативно-правовым актам, приборы должны быть разрешены к применению в медицинской практике со стороны Росздравнадзора. Таким образом, для обследования можно использовать только безопасные, качественные тестеры из единого реестра.
 

Порядок проведения

Для осуществления медицинского осмотра водители должны явиться в кабинет с путевым листом. Все сотрудники будут приглашаться в помещение по очереди. Прежде всего врач визуально осмотрит шофера, проведет небольшой опрос о его жалобах, симптомах, т.д. Как только предварительная диагностика буде завершена, уполномоченный работник проверит состояние кожи, слизистых.

На следующем этапе оцениваются зрачки, склеры глаз. Далее измеряются показатели артериального давления, температуры тела, пульс. В конце осуществляется проверка на признаки употребления алкоголя, наркотических или любых других токсических веществ. Забор крови при проведении медобследования водителей запрещен.

Порядок проведения диагностики состояния экспедиторов установлен на законодательном уровне. По окончании контроля принимается решение о допуске шофера к управлению транспортным средством. Если показатели здоровья пациента не будут соответствовать стандартам, он будет отправлен на дополнительный осмотр.
 

Результаты

Медработник фиксирует результаты осмотра в специальном журнале. Ведется он в соответствии с рекомендованной формой. Все графы являются обязательными для заполнения. Ответственность за оформление документа лежит на враче, который реализует контроль физического и психического состояния штата. В соответствии с актами, журнал регистрации должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью предприятия или медучреждения.

Помимо этого, по итогам проверки в путевом листе ставится штамп. Отметка дополнительно заверяется личной подписью медработника. Без штампа водитель не сможет приступить к работе и выполнять свои служебные обязанности.
 

Положительный результат

При отсутствии жалоб и симптомов, нарушений физического или психического здоровья, а также признаков употребления алкоголя или запрещенных веществ, водитель получает допуск на управление автомобилем. В таком случае в путевке проставляется штамп с датой, временем диагностики состояния, ФИО водителя, уполномоченного лица.
 

Отрицательный результат

Иногда водители могут получить отрицательный результат медобследования. Основаниями для такого решения служат:

  1. Временная неспособность выполнять служебные обязанности. Повышенная температура тела, жалобы на самочувствие, симптомы ОРВИ, повышенное или пониженное артериальное давление.
  2. Положительная проба алкоголю, наркотические веществ. В таком случае сотрудник будет направлен на дополнительное обследование (контроль трезвости).
  3. Наличие острых болей.

Отстраненный работник должен явиться в рабочие часы к дежурному врачу поликлиники. Работник медучреждения выдаст водителю больничной лист и даст рекомендации относительно лечения.

На заметку! Допуск к управлению транспортным средством для лиц, страдающих от гипертонической болезнью или явной гипотонией, осуществляется на основании рекомендаций лечащего врача.

 

Направление на дополнительные анализы

В некоторых случаях сотрудника могут выдать направление на дополнительные анализы: мочу или кровь. С помощью таких обследований у водителя определят наличие (следы) алкоголя, наркотических или любых других токсических веществ. Делается это только когда медработник в ходе диагностики обнаружил симптомы, связанны с употреблением запрещенных препаратов.

Помимо того, назначить сдачу анализов могут шоферам, которые отказались от проверки с помощью экспресс-теста или демонстративно пили алкоголь, др. Симптомы, на основании которых может проводиться дополнительное обследование: неадекватное поведение, сонливость или возбудимость, заторможенность, расширенные зрачки, бледность кожи, т.д.
 

Обучение

Как отмечалось ранее, проводить предрейсовые осмотры могут только медработники, которые прошли 36-часовое обучение по нужному направлению. Существующие курсы позволят повысить собственную квалификацию, получить новые знания и навыки. После подготовки работники смогут организовывать деятельность по охране труда и здоровья штатных экспедиторов.

Главная цель обучения – снизить показатели ДТП, в том числе автодорожного травматизма. Во время лекций медработники учатся определят патологические состояния, симптомы заболеваний, а также анализировать полученную информацию. Обучение на предрейсовый медицинский осмотр водителей является дополнительным мероприятием по обеспечению БДД на предприятии.
 

Кто допускается

Курсы предрейсового осмотра водителей могут закончить медработники, которые реализуют предрейсовый или послерейсовый контроль состояния шоферов. Например:

  • заместители главврачей;
  • заведующие отделениями или поликлиниками;
  • участковые, профильные врачи;
  • члены врачебных комиссий, др.

Согласно нормативно-правовым актам после обучения проводить медосмотр сможет как врач, так медсестра. При этом уполномоченный работник должен иметь профильный сертификат (базовое медицинское образование среднее профессионально иди законченное ВО в этом направлении).


 

Рассматриваемые темы

Обучение по предрейсовому осмотру водителей реализуется в соответствии с Приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308. Программа обучения является стандартной для всех учреждений, однако несколько отличается от Письма Минздрава РФ № 2510/9468-03-32. Изучаемые области были скорректированы с учетом действующих реалий и требований. Этим руководством должны пользоваться медучреждения при составлении собственных программ обучения.

Рассматриваемые темы:

  1. Предрейсовые медосмотры как средство профилактики дорожно-транспортных происшествий.
  2. Требования нормативно-правовых актов к организации или способам проведения диагностики.
  3. Ведение внутренней учетной медицинской документации.
  4. Выявления алкоголизма, наркомании, токсикомании.
  5. Изменения в показателях кровообращения, температуры тела.
  6. Соблюдение режима труда и отдыха.
  7. Карантинные мероприятия, др.

Во время подготовки врачи изучают документацию, осваивают полученные умения на практике. Разработанные программы содержат разные аспекты обеспечения БДД на предприятии или за его пределами, а также проведения медосмотров (как регулярных, так внеплановых).
 

Основные понятия и нормативная база организации

Необходимость осуществления предрейсового медобслуживания установлена Министерства здравоохранения РФ № 835н и Федеральным законом № 196-ФЗ. Прежде всего медицинские работники при прохождении курсов изучают нормативную базу, а также понятия.

На заметку! Порядок проведения медосмотров прописан в некоторых других нормативно-правовых актах. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, Приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Во время обучения важно понять, каким образом диагностика состояния водителей соотносится с количеством дорожно-транспортных происшествий. Благодаря этому персонал сможет предотвращать аварии, использовать методы профилактики, др. Список изучаемых актов меняется в зависимости от того, каким транспортным средством управляет водитель (машина, самолет, поезд).

Изменения состояния здоровья водителей ТС, основные характеристики, механизмы, признаки изменений

Медсестра предрейсового осмотра должна выявлять изменения в состоянии здоровья водителей транспортных средств. Потому на курсах переподготовки изучают характеристики, механизмы, признаки отклонений. Возникать такие изменения могут вследствие употребления алкоголя или наркотических веществ, некоторых хронических заболеваний.

Клиническая картина при тех или иных зависимостях всегда условна и может меняться в зависимости от определенных факторов, поэтому при осмотре водителей используется индивидуальный подход.

Признаки:

  • тошнота или рвота;
  • повышенная потливость;
  • суженные ли расширенные зрачки;
  • учащенный пульс, сердцебиение;
  • возбуждение, др.

К более серьезным симптомам относят галлюцинации, судорожные припадки, дисфорию, потерю сознания. В таком случае водителю требуется неотложная медицинская помощь.
 

Методики, технологии, оснащение осмотров

Во время предрейсовых медосмотров работник должен применять установленные методики и технологии. Если имеются подозрения на острое инфекционное заболевание, водителю нужно измерить температуру тела. Проводят процедуру в подмышечной впадине в течение 10 минут. Перед этим область тщательно дезинфицируют. Повышенная температура тела может стать основанием для отказа к допуску шофера к управлению транспортным средством

Медицинский работник должен уметь измерять артериальное давление, забирать биоматериалы для обследования. При необходимости уполномоченному сотруднику нужно знать правила оказания первой помощи: устранить угрожающие жизни факторы, начать проведение сердечно-легочной реанимации, а также др.
 

Первая помощь при ДТП, неотложные состояния и доврачебная помощь при них

Обучение предрейсовым осмотрам подразумевает и изучение порядка действий при ДТП. Необходимые знания помогают снизить тяжесть последствий, сохранить здоровье или жизнь пострадавшим. Прежде всего медработник должен оценить окружающую обстановку и состояние людей, убедиться в личной безопасности. Далее следует зафиксировать пострадавшего и произвести ряд манипуляций:

  1. Осмотреть проходимость дыхательных путей.
  2. Сделать искусственное дыхание (при необходимости).
  3. Остановить кровотечение.
  4. Наложить шину, т.д.

Во время подготовки обучающиеся проводят первую помощь на манекенах, а также живых людях. Это позволяет отработать полученные знания и умения.
 

Дополнительно

В зависимости от учреждения медработники могут дополнительно изучать вредные факторы производства, их влияние на организм человека. В учебных пособиях описаны физиолого-гигиенические основы режима труда и отдыха водителей. Помимо этого, может осуществляться анализ работы кабинета медицинских осмотров.
 

Навыки по завершении

Курсы предрейсовых медицинских осмотров водителей дают возможность повысить собственную квалификацию и профессионализм. После обучения работник будет знать административно-правовые вопросы, причины тех или иных патологий, порядок оказания доврачебной или первой помощи.

На заметку! На курсах изучают сопровождение предрейсовых и послерейсовых осмотров посредством документов учета, организацию, методику проведения контроля.

 

Преимущества

Прохождение подготовки дает возможность развивать внутренний потенциал медработника, его способности, знания и умения. Впоследствии сотрудник получит повышение в должности или заработной плате.
 

Где пройти обучение

Пройти обучение можно в специальных центрах. Для подготовки человеку необязательно отрываться от своей работы. При желании получить нужную должность можно удаленно. Благодаря этому обучающиеся могут самостоятельно планировать график, исходя из свободного времени.
 

Учебные центры

Учебные центры предоставляют разные программы дополнительного образования, а также повышения квалификации. В результате обучения специалист сможет организовывать предрейсовые и послерейсовые осмотры, диагностировать патологические состояния, оформлять внутреннюю учетную документацию, др.
 

Форма

Для удобства обучающихся было разработано несколько форм проведения обучения. Медицинские работники могут выбрать очные, вечерние или дистанционные курсы. Все занятия составлены с учетом действующих требований и охватывают различные нюансы обеспечения безопасного дорожного движения.

На заметку! Во многих учреждениях проводится итоговая аттестация: выпускная работа/экзамен (тестирование).

 

Сроки

Срок подготовки зависит от учебного центра. В среднем на изучение дисциплин выделяется 36 академических часов. Тем не менее некоторые направления охватывают больший промежуток времени:

  • первичное обучение – 72 часа;
  • повышение квалификации – 72 часа;
  • дистанционное обучение – 112 часов.

Все направления подготовки сверстаны с учетом специальности и категории слушателей. При выборе центра нужно обратить внимание на его аккредитацию, а также наличие соответствующей лицензии.
 

Стоимость

Стоимость курсов определяется в зависимости от количества лекций, рассматриваемых предметов и аспектов обеспечения БДД. Также на цену влияет регион проживания. Так, в Москве или Санкт-Петербурге курсы обойдутся в несколько раз дороже.

Направление

Стоимость

Сестринское дело

2 500 рублей

Особенности и вопросы медицинских законов, правовых актов

3 000 рублей

Обучение медперсонала по программе предрейсовых или послерейсовых обследований шоферов

5 000 рублей

Повышение квалификации

5 500 рублей

Средства на обучения должен выделять работодатель. Тем не менее при желании медработник может самостоятельно инициировать прохождение курсов, оплатить их, т.д.
 

Итог

После изучения материалов обучающиеся должны сдать тестирование. Экзамен на определение уровня знания является обязательным. При сдаче аттестации медработник получит удостоверение о повышении квалификации.

Названный документ подтверждает профессионализм сотрудника, его навыки и знания. Впоследствии на его основании сотрудника могут повысить в должности или заработной плате.
 

Как записаться

Записаться на обучение можно онлайн. Во многих учебных центрах присутствует форма для отправки заявления. Пошаговая инструкция:

  • открыть любой браузер;
  • в поисковой строке ввести нужный запрос;
  • перейти на сайт центра;
  • выбрать услугу «Запись на курс»;
  • ввести нужную информацию.

После подачи заявки менеджеры учреждения самостоятельно свяжутся с вами для уточнения некоторых сведений. Далее потребуется внести оплату. Как только организационные вопросы буду решены, обучающиеся притупят к изучению программы.
 

Вузы

Курсы предрейсовых медицинских осмотров – это дополнительная дисциплина, которую не проходят в ВУЗах. Проводят такую подготовку только учебные центры. При этом они должны иметь соответствующую аккредитацию. Если у учреждения отсутствует нужная лицензия, они не могут обучать медработников для осуществления медобследований. В противном случае компания получит штрафные санкции.

На заметку!  Медработник, который получил сертификат в неаккредитованном учебном центре, не сможет проводить медобследования водителей.

 

Заключение

Проведение предрейсовых или послерейсовых осмотров есть обязательное мероприятие как для юридических лиц, так ИП. Занимать должность могут только лица, которые прошли соответствующее обучение и сдали экзамен. Благодаря курсам медработники могут повысить собственную квалификацию, получить новые знания и навыки.

Проводят такую подготовку профильные учреждения. В результате обучения сотрудники организую на предприятии охрану труда и здоровья. Впоследствии это поможет снизить количество дорожно-транспортных происшествий, минимизировать их тяжесть и последствия.