Обеспечение пожарной безопасности – это одна из основных задач, которые стоят перед собственниками и руководителями объектов. Как информирует официальная статистика МЧС, ежегодно в России регистрируется более 250 тысяч возгораний, часть из которых оборачивается весьма серьезными последствиями, в том числе летальными исходами. Эффективная система управления в области ПБ состоит из набора мероприятий, часть которых предусматривается еще на этапе проектирования. Во время разработки плана инженерам необходимо предусмотреть правильное размещение коммуникаций, эвакуационных путей и аварийных выходов. Отдельное внимание уделяется размещению первичных средств пожаротушения, а также наглядным материалам.
Действующим законодательством РФ наряду с федеральным государственным надзором, определены и иные формы оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Так, к альтернативным формам инспекции относится независимый аудит. Создание отдельных институтов оценки позволило устранить избыточные административные барьеры на пути развития предпринимательской деятельности. Помимо этого, данные мероприятия существенно повысили уровень защищенности граждан, материальных ценностей и имущества.
На заметку! Аудит пожарной безопасности – это проверка соответствия объектов защиты действующим нормативным требования. Поводит независимую оценку пожарного риска незаинтересованное лицо.
В результате НОР собственник может получить объективный анализ всего здания на предмет готовности к аварии, возгоранию или иным несчастным случаям. Периодичность инспекций определяется внутренним графиком, разработкой и утверждением которого занимаются должностные лица.
Проверка включает изучение документации, тесты, измерения и испытания по всем аспектам работоспособности оборудования. По ее результатам оформляются соответствующие акты. Таким образом, аудит представляется собой всесторонний контроль состояния противопожарной защиты объекта.
Как отмечалось ранее, под пожарным аудитом подразумевается независимая оценка пожарного риска. Выполняется она на основе договора, который заключается между собственником объекта недвижимости и экспертной организацией. С недавних пор в России реализуется риск-ориентированный подход в области надзора пожарной безопасности, а также охраны труда. Суть данного метода заключается в том, что выбор формы, периодичности, продолжительности инспекций зависит от присвоенного класса опасности. Критерии, по которым здания могут быть отнесены к тому или иному уровню, определены Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года №290.
В соответствии с нормативной базой, внутренний контроль проводится с несколькими целями – для оценки пожарной безопасности и противопожарного режима. При этом эксперты, которые проводят НОР должны оставаться беспристрастными и незаинтересованными. Несмотря на то, что аудит ПБ относится к добровольным мероприятиям, его проведение имеет видимые преимущества для собственников объектов недвижимости.
Назначение:
Аудит по пожарной безопасности определяет, достаточно ли существующих систем и мер для полноценной защиты объекта от возгораний.
Федеральный закон № 123-ФЗ дает следующе определение термину «пожарный риск» – мера возможности реализации пожарной опасности на объекте, ее последствий для людей и имущества. Для расчета показателя нужно провести государственную инспекцию или независимый аудит. Тем не менее существуют и другие формы оценки соответствия зданий нормам ПБ.
Нормативные акты предусматривают персональные показатели пожарного риска для каждого типа объекта защиты. Соблюдение утвержденных показателей – это обязательное условие как для ИП, так и для юридических лиц. Рассчитывается показатель в соответствии с регламентом Закона № 123-ФЗ, Приказами МЧС № 382 и 404. Для этого за основу берется несколько показателей:
Для определения пожарного риска показатели, полученные в ходе аудита, сравниваются с нормированным. Благодаря этому эксперт может построить модель по времени эвакуации из здания и помещений, полей опасных факторов. Впоследствии сведения указываются в технической и иной документации.
Полностью устранить существующие на объекте риски невозможно, однако знание специфики позволит спроектировать действенную систему пожаротушения, выбрать оптимальные конструктивные и планировочные решения, а также стройматериалы и конструкции. Помимо этого, данное мероприятие позволит минимизировать возможный ущерб и не допустить человеческих жертв в случае пожара.
На заметку! Результаты НОР влияют и на сметные расходы по проекту.
В Федеральном законе указано несколько видов пожарных рисков: индивидуальный, социальный и допустимый. Для каждого объекта нормируемые показатели будут разными.
В ходе НОР эксперт оценивает соответствие объекта защиты требованиям нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности. С 1 января 2021 года в России действуют новое Постановление Правительства от 31.08.2020 № 1325. Согласно документу, результаты проверки учитываются при составлении ежегодного плана инспекций ГПН и позволяют снизить риски привлечения к административной или иной ответственности. В ходе контроля экспертом выполняется ряд мероприятий: анализ документации, обследование систем и оборудования, подготовка актов.
Для проведения НОР собственник здания должен заключить с экспертной организацией договор. При этом ему необходимо предоставить исходные данные на объект и определить к результату работы.
По сравнению с государственным надзором аудит пожарной безопасности имеет несколько существенных преимуществ. Прежде всего НОР освобождает собственников объектов защиты от проверок со стороны Госпожнадзора. Помимо этого, руководитель может быть освобожден от некоторых обязательных требований технических регламентов, если расчет показывает риск в местах несоответствия параметров в пределах допустимой нормы. Особенно важно это в тех ситуациях, когда в здании присутствуют неустранимые конструктивно-планировочные решения, например, препятствия для создания дополнительного аварийного выхода.
На заметку! Инспектор поставил перед собственником задачу по организации запасного прохода. Владелец провел аудит. Расчеты показали, что с учетом количества людей, ширины коридора и лестничных маршей, а также наличия коммуникаций риски находятся в допустимых пределах. Таким образом, ссылаясь на результаты, руководитель может не обустраивать дополнительный проем.
Помимо этого, благодаря аудиту можно снизить класс пожарной опасности, что уменьшит расходы на обязательное страхование объекта защиты. К другим преимуществам НОР относят:
В результате аудита собственник сможет спланировать дальнейшую программу действий по обеспечению ПБ.
Сегодня в системе НОР существует несколько проблем. Первая – это неопределенность термина «объект защиты» в части целей и объекта применения инспекции. Так, если владельцу принадлежит только несколько помещений здания, которые не разделены на пожарные отсеки, организация проверки без заключения договоров с другими собственниками будет противоречить законам РФ. Помимо этого, в таком случае не смогут получить все нужные исходные сведения.
Вторая проблема оценки рисков – отсутствие возможности невключения в план проверок для отдельных объектов при наличии положительного заключения НОР. Данное требование касается образовательных учреждений, в том числе детских лагерей. Также эксперты отмечают такие сложности как несовершенство методик и недостаточное качество проведения инспекции.
Проведение аудита по ПБ регламентируется на законодательном уровне. Общие требования относительно проектирования, строительства, ремонта и реконструкции зданий закреплены в Федеральном законе № 123-ФЗ. Нормативную базу в данной области составляют и некоторые другие документы:
Помимо этого, в законодательной базе присутствуют специальные нормативные акты. Так, при организации НОР необходимо учитывать положения Постановления № 272. Стандартный расчет рисков по пожарной безопасности указан в Приказах МЧС. В ходе пожаудита эксперты будут использовать нормативные значения из СП, ГОСТ, НПБ.
Заказать пожарный аудит можно для каждого объекта защиты: торгового центра, образовательного учреждения, производственного объекта или офисного помещения. При этом нужно помнить, что НОР относится к добровольным мероприятиям, поэтому проводится только по инициативе собственника. Тем не менее законодательством предусмотрит и обязательный аудит, который организуется на предприятии каждые 3 года.
Проводить пожарный аудит могут специализированные организации, чьим основным видом деятельности по учредительным документам является независимая оценка пожарных рисков. Нормативно-правовыми актами предусмотрены и другие требования, которым должна соответствовать компания. Так, эксперт должен числиться в постоянном штате предприятия.
Нельзя, чтобы проверяемое здание принадлежало экспертной организации на праве собственности, аренды или другом законном основании. Сотрудникам, которые проводят инспекцию, необходимо иметь квалификационное свидетельство в сфере ПБ. Еще одно обязательное условие – фирма не должна была ранее выполнять для заказчика работы по пожарной безопасности или НОР. Таким образом становится понятным, кто проводит технический аудит по пожарной безопасности.
Порядок проведения пожарного аудита указан в Постановлении № 304. Основанием для инспекции является договор, который заключается между собственником объекта защиты и экспертной организацией. Далее в компанию направляется оговоренный ранее комплект документации с исходными сведениями. По согласованию с заказчиком определяются сроки проведения НОР, допуска экспертов, а также другие нюансы, в том числе относительно оплаты.
Первый этап аудита по ПБ – это проверка документов. В соответствии с законодательной базой, на каждом предприятии должны присутствовать технические, отчетные, организационные и иные бланки. Состав документации зависит от специфики деятельности организации. Всего в компании может присутствовать более 80 видов документов, каждый из которых имеет собственное назначение. В ходе аудита эксперты проверяют:
Для оборудования и средств будут изучаться паспорта, договоры, пломбы, наклейки. Все документы должны отвечать требованиям действующего делопроизводства.
В ходе аудита организуются и комплексные испытания противопожарных систем. Проводятся они в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, СП 5.13130.2009, ГОСТ 12.4.009-83 и другими документами. Прежде всего производится внешний осмотр оборудования. При этом особенное внимание уделяется типу, количеству и расположению смонтированных извещателей. Далее осуществляется измерение сопротивления шлейфов.
На заметку! Системы должны быть исправными. Для этого регулярно следует организовывать их техническое обслуживание, ремонт и замену.
Другие проверки: ложные срабатывания систем, правильность прохождения сигналов, прочее.
Обязательный пожарный аудит проводится минимум 1 раз в 3 года. При этом точная периодичность инспекций определяется внутренним графиком. Согласно ГОСТ Р 57974-2017, отдельные планы составляются для систем автоматической сигнализации и оповещения (каждые 3 месяца), а также для установок пожаротушения, противодымной защиты и внутреннего пожарного водопровода (каждые 6 месяцев).
В случае необходимости оборудование может проверяться чаще. Внеплановые инспекции не включаются в общий график. Выполняются они на основании отдельного приказа или распоряжения.
За непроведение или отсутствие заключительной документации по пожарному аудиту собственника ожидает административная ответственность. Меры государственного воздействия в таком случае предусматриваются КоАП РФ. В 2023 году размер штрафа составит от 5 до 50 тысяч рублей. При наличии отягощающих обстоятельств санкции увеличиваются, а в случае повторного правонарушения должностные лица могут быть отстранены от должности сроком до 3 лет.
На заметку! За непредоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена. Тем не менее, если в ходе государственного надзора госслужащий обнаружит отсутствие данного документа, он может вынести постановление об административном правонарушении.
КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения. Размер штрафа для руководителей – от 5 до 10 тысяч рублей.
Проведение пожарного аудита должно быть оформлено соответствующим образом. Для этого экспертом составляется несколько документов.
Пожарный аудит проводится на основании соответствующего Положения. Составлением документа могут заниматься руководители, должностные лица или главные специалисты. Подготовленный документ передается в правовую и кадровую службу для согласования, а также в профсоюзные органы. Если локальный акт отвечает требованиям действующего делопроизводства, его утверждает руководитель организации.
Как правило, распоряжение издается в письменном виде. Форма, содержание, структура приказа ничем не отличаются от подобных распорядительных документов, принятых в действующем делопроизводстве.
Стандартная структура приказа:
Заполняется приказ на фирменном бланке предприятия или на обычном листе А4.
На предприятии должен присутствовать график пожарных аудитов. Федеральный стандарт документа установлен нормативно-правовыми актами. Под планом пожаудита понимают перечень контрольных мероприятий в очередном году. Для каждого из них предусматривается тема, дата начала и окончания. Обязательно указывают ответственных лиц. Руководители вправе составить общий график для всей организации или подготовить перечень отдельно для каждого структурного подразделения.
Между собственником объекта защиты и экспертной организацией должен быть заключен договор на оказание соответствующих услуг. В документе необходимо указать следующие сведения: предмет сделки, срок действия, стоимость, порядок оплаты, прочие условия.
Расходы на проведение пожарного аудита при общем режиме налогообложения включаются в состав прочих расходов на основании НК РФ. В бухучете они обозначаются как «расходы по обычным видам деятельности» или «прочие расходы».
Результаты аудита по ПБ вносятся в экспертное заключение. В данном документе указываются сведения относительно соответствия или несоответствия объекта защиты нормам пожарной безопасности. Дополнительно в распоряжении прописываются риски. Как предписывает 304 Постановление Правительства, после инспекции собственник должен направить заключение в территориальное подразделение МЧС.
На заметку! Если документ подтверждает соответствие, организацию исключают из графика плановых проверок на 3 года.
Если в ходе пожарного аудита эксперт выявил нарушения, собственник должен устранить их в кратчайшие сроки. Это позволит избежать в дальнейшем штрафов со стороны МЧС и успешно пройти государственный надзор. К распространенным замечаниями относят:
Устранять замечания можно самостоятельно или с привлечением сторонних компаний. Для этого необходимо изучить перечень и характер замечаний, а также составить план мероприятий. Дополнительно на предприятии назначаются должностные лица. По завершении работ оформляются отчеты.
При несогласии с вынесенным решением, его можно обжаловать у вышестоящего должностного лица или в судебном порядке. Для этого в инстанцию направляется возражение на акт проверки в произвольном виде. В документе указывается предмет спора, а также иные сведения. Пожаловаться можно как на отдельные пункты решения, так и на весь документ в целом.
На заметку! Подать жалобу можно в территориальное подразделение МЧС. Срок – 14 рабочих дней с момента вынесения решения.
Рассматривается жалоба в течение 15 дней.
Определить эффективность работы системы управления в области пожарной безопасности можно благодаря независимому аудиту. Одна из основных задач процедуры заключается в устранении всех возможных нарушений, касающихся соблюдения требований технических регламентов. Проведение пожарного аудита позволяет повысить уровень безопасности объекта, избежать внеплановых инспекций и штрафных санкций.
Во время проверки эксперт оценит состояние противопожарной системы, эвакуационных путей, а также внутренней документации. В результате контроля будет вынесено решение о соответствии объекта нормам пожарной безопасности. Независимая оценка пожарного риска проводится экспертными организациями.