Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Изменения в законодательстве по БДД в 2022 году указания по обеспечению безопасности на автомобильных дорогах и организации движения, приказы Минтранса

Особенности

В правовой базе России существует определение понятия БДД. Под безопасностью дорожного движения подразумевают совокупность мероприятий, направленных на уменьшение аварий, их тяжести и последствий. Благодаря мероприятиям удается минимизировать дорожно-транспортный травматизм, а также другие внештатные ситуации. Регламентируется данная область рядом законодательным и нормативно-правовых актов. В частности, ФЗ, ГОСТами, приказами, внутренними распоряжениями, инструкциями.

С помощью унифицированных документов уполномоченные органы ведут учет ДТП, техосмотров, а также плановых мероприятий, направленных на обучение водителей, повышение их квалификации и др.

Кстати! Основы законодательной базы по безопасности дорожного движения разрабатываются ГУОБДД МВД, Росавтотрансом, Минтрансом, Росстандартом, Минздравом, Министерство обороны. Все учреждения преследуют единую цель – обеспечение БДД.

Нужно понимать, что безопасность трафика – это достаточно многогранный термин. Он касается как физических и юридических лиц, так и ИП. В связи с этим положения законов действуют по отношению ко всем участникам ДД.

Здесь предусмотрены права, обязанности и ответственность водителей, пешеходов, пассажиров. В качестве первого может выступать полноправный собственник автомобиля или сотрудник предприятия. Все они должны руководствоваться положениями нормативно-правовых актов и беспрекословно их исполнять. В противном случае правонарушителю будет вменено наказание. Из-за этого важно знать указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.
 

Назначение

Госуправление зависит от нескольких факторов. В том числе от детальной регламентации прав и обязанностей участников административных правоотношений. С данной целью ежегодно разрабатываются (совершенствуются) законы, а также процедуры, определяющие порядок взаимодействия населения и уполномоченных учреждений. Благодаря правовым актам органы исполнительной власти контролируют проведение тех или иных процедур и реализуют собственные управленческие функции.

Благодаря законам инспектора ГИБДД могут выполнять свои должностные обязанности, не боясь быть обвиненным в превышении полномочий. При этом граждане получили возможность изучить действующие правила, а также собственные права.

На заметку! Введению новых положений способствует несколько причин. Прежде всего государство хочет конкретизировать функции в области безопасного дорожного движения.

Помимо этого, перед правительством стоит цель унифицировать существующие процедуры, а также формы сопроводительных и подтверждающих документов.

Назначение:

  • оптимизировать работу исполнительных органов государственной власти;
  • предоставить подробную регламентацию для госслужащих и граждан;
  • обеспечить открытость оказания тех или иных услуг;
  • задать антикоррупционную тенденцию;
  • минимизировать документооборот, др.

Все регламенты разрабатываются для урегулирования и оптимизации какой-либо деятельности или сегмента общественного устройства. При возникновении дорожно-транспортных или иных происшествий правоохранительные органы будут опираться в первую очередь на положения законодательной базы РФ.
 

Перечень нормативных актов

БДД регулируется рядом нормативных актов. Все они были разработаны для уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий, их тяжести и последствий.

Документ

Описание

Федеральные законы

Устанавливает организационные положения дорожного движения, а также перечень профессий с требованиями в отношении лиц, связанных с БДД

Кодексы

Содержится исчерпывающий перечень правонарушений, которые предусматривают ответственность

Приказы Минтранса по БДД №282, №283, №287

Приказ МО РФ 395 от 3 июня 2014 за БДД

Отображают обязанности для лиц, которые претендуют занять должность ответственного за БДД в компании. Указывает обязательно прохождение аттестации для таких специалистов

ПДД

Фиксирует ПДД для водителей, пассажиров, пешеходов

Инструкции (в том числе ВСН), рекомендации

Содержит предписания, которые обеспечивают безопасную деятельность для сотрудников компании

Российские ГОСТы

Трактует общий подход к организации безопасного дорожного движения в компаниях, др.

Все требования и правила, относящиеся к формированию БДД, имеют стандартную форму.
 

БДД в других странах

Транспортная логистика не ограничивается территорией Российской Федерации. Многие компании выполняют как внутренние, так и международные перевозки грузов или пассажиров. Во всех государствах существуют собственные регламенты, которые нужно соблюдать всем водителям. В частности, речь идет о ЕСТР – Европейском соглашении о работе экипажей транспортных средств, производящих автомобильные транспортировки товаров.

В документе тщательно прописан режим труда и отдыха экспедиторов, а также ряд других особенностей. Действует он во всех странах, которые его подписали. ЕСТР устанавливает, что:

  1. Продолжительность управления транспортным средством составляет не более 9 часов в сутки. Превышение указанного времени на 1 час допускается 2 раза в неделю.
  2. Суммарное управление за 1 неделю – 56 часов.
  3. После 4 часов 30 минут вождения водитель обязан сделать перерыв на 45 минут.
  4. Ежедневный отдых – 11 часов.
  5. Еженедельный отдых – 45 часов.

В случае нарушения пунктов регламента, ответственность несут все автотранспортные организации вне зависимости от того, на территории какого государства допущен проступок.

На заметку! Штрафные санкции для водителей устанавливаются индивидуально на основании национальных законов страны.


 

Главный закон

Важнейший документ в области безопасного дорожного движения – это ФЗ-196 от 10 декабря 1995 года. Действующий Федеральный закон об организации дорожного движения устанавливает правовые основы обеспечения БДД на территории Российской Федерации. Здесь описаны требования, которые относятся к юридическим лицам, ИП, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств. Он стал базовым и послужил основой для создания ряда других нормативно-правовых актов.
 

На кого распространяется действие

Регламент распространяется на всех участников дорожного движения. Положения документа регламентируют права и обязанности:

  • физических лиц;
  • юридических лиц;
  • ИП.

Все лица, которые эксплуатируют транспортные средство подпадают под действие нормативно-правового акта. Здесь подробно описаны требования в юридические лица и ИП, выполняющим коммерческие перевозки грузов или пассажиров.

Документ устанавливает, что автопредприятия должны назначить инженера по БДД, а также проводить ряд внутренних мероприятий. Например, технические и медицинские осмотры, организовывать курсы повышения квалификации, др.

На заметку! Российская Федерация находится в зоне свободной торговли. В связи с этим положения закона касаются как поставок груза, так и обычной эксплуатации транспортных средств в государствах-членах ЕАЭС.

В больших организациях следует создать специальный отдел. Его руководителем может стать сотрудник с соответствующим уровнем образования, навыками и умениями. Впоследствии он будет аттестовать штатных водителей, следить за их здоровьем, оформлять документацию.
 

Что рассматривает

Главная цель ФЗ – урегулировать отношения, возникающие при использовании транспортных средств, а также предотвратить возникновение аварий, травматизма, заторов и других внештатных ситуаций. Действующий закон предоставил конкретную регламентацию как для должностных лиц, так и граждан. Он сформировал единый механизм по выполнению описанных требований и классифицировал ряд административных процедур по обеспечению БДД.

Назначение:

  1. Подробно описывает правила, обеспечивающие безопасность на дорогах.
  2. Устанавливает активные и пассивные меры по снижению количества аварий.
  3. Уменьшает документооборот в компании, которая эксплуатирует транспортные средства или выполняет перевозки.
  4. Отображает права, обязанности и ответственность.

На положения документа должны опираться все участники дорожного движения.
 

Структура

ФЗ-196 закон имеет собственную структуру. Он состоит из 8 разделов и приложений.

Раздел

Описание

Общие положения

В первом пункте указана информация относительно задач документа, правовые основы и принципы обеспечения безопасности на дорогах. Также здесь присутствует узкая терминология, ее содержание, краткая трактовка

Госполитика в сегменте обеспечения БДД

БДД формируется с помощью установки полномочий и служебных обязанностей Правительства России, федеральных органов исполнительной власти, ее субъектов

Программы по БДД

В третьей части описаны проекты по улучшению безопасности дорожного движения. Для реализации поставленных задач должны разрабатываться федеральные, региональные и местные проекты

Требования

В данном разделе описаны требования по обеспечению БДД и когда они могут считаться невыполненными

Контроль (надзор)

В пятой главе описано каким образом реализуется контроль по улучшению безопасности на дорогах. Исполняют надзор органы исполнительной власти

Ответственность за нарушение законов РФ о безопасности дорожного движения

Нарушения ФЗ влекут за собой наказание. Регулярно Ространснадзор организует проверки. Их периодичность зависит от категории риска, к которому относится юрлицо или ИП. Осмотры могут быть как плановыми, так и внеплановыми

Международные договоры

Закон устанавливает, что, если международным договором РФ предусмотрены другие меры, чем в действующем законе, то применяются правила международного соглашения. При этом решения органов, которые противоречат Конституции России, не подлежат исполнению

В заключительной части указано, что Федеральный закон вступает в силу со времени его официальной публикации.
 

Дополнения и разъяснения

Для более тщательной регламентации некоторых положений был разработан ряд дополнений. Например, письмо Генеральной прокуратуры по пункту 12 статьи 25. Данное распоряжение представляет собой ответ на обращение и адресовано заместителю начальника Главного управления по обеспечению БДД. Оно не является нормативно-правовым актом, однако отражает позицию Генеральной прокуратуры относительно использования иностранных или международных водительских удостоверений.

На заметку! Согласно разъяснению, пункт 12 статьи 25 ФЗ-196 не устанавливает разделения лиц для допуска к управлению ТС на граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств или лиц без гражданства.

Исключение составляют ситуации, когда человек реализует предпринимательские и служебные обязанности, относящиеся к управлению транспортными средствами. При этом указанный ФЗ не устанавливает обязательства по обмену иностранного или международного ВУ на права российского образца.

В письме описана строгая последовательность относительно допуска к вождению на основании иностранных или международных прав. В соответствии с документом, гражданин должен сперва оформить водительское удостоверение иного образца и только после этого получить гражданство Российской Федерации. В противном случае требования ФЗ будут нарушены.
 

Актуальные изменения

Изменения в законодательстве по БДД в 2022 года коснулись ряда нормативно-правовых актов. На официальном сайте ведомства опубликованы документы с внесенными правками. Корректировки позволили трактовать отдельные положения регламентов более однозначно, а также унифицировали некоторые административные процедуры.
 

По ФЗ-389

ФЗ-389 внес правки в несколько статей: 10 «О государственной регистрации транспортных средств» и 15 «О безопасности дорожного движения». Регламент вступил в силу 10.12.2021 года. Участники ДД должны опираться на новые положения.
 

Допуск к участию в дорожном движении до регистрации в ГИБДД

В соответствии с регламентом, допуск к участию в дорожном движении имею транспортные средства, которые состоят на государственном учете или их государственный учет не прекращен и соответствует основным положениям, установленным Правительством РФ. Данные требования не распространяются на ТС, выполняющие международные грузоперевозки или ввозимые на территорию государства на срок не более 12 месяцев.

Помимо этого, документ установил допуск к участию автомобиля в ДД до момента его регистрации в автоинспекции:

  1. В течение 10 суток после изменения владельца машины.
  2. Если автомобиль, шасси или другое транспортное средство перегоняется для вывоза с территории РФ (физическим или юридическим лицом).
  3. Если автомобиль, шасси или другое транспортное средство перегоняется к месту продажи или к конечному производителю (юридическим лицом или ИП).

В остальных случаях допуск к участию в дорожном движении водитель получает после регистрации ТС в ГИБДД.
 

Выдача номеров без постановки автомобиля на учет

Суть обновленного пункта 4 заключается в том, что с 10.12.2021 года регистрационные документы могут быть дополнительно оформлены на:

  • базовый автомобиль, которое вывозится с территории РФ;
  • любую машину, перегоняемую к точке ее реализации;
  • любую машину, перегоняемую к конечному производителю.

В соответствии с документом, регистрационный номер может быть присвоен не только ТС. В дополнение номер также присваивается автомобилям, которые перегоняются для вывоза из России, к месту продажи или к конечному производителю.

Таким образом, хотя машина и не ставится на государственный учет, она все равно допускается к участию в дорожном движении.
 

Другие нововведения

Законы дорожного движения 2022 года претерпели несколько поправок. Все они были разработаны для эффективного обеспечения БДД, снижения уровня аварий, их тяжести и последствий.
 

Регламент обучения

Одно из главных изменений в нормативно-правовых актов коснулось регламента обучения водителей. Теперь автошколы имеют право учить будущих шоферов вождению на автомагистралях. Данное мероприятие практиковалось и раньше, однако для него нужно было получить специальное разрешение. В 2022 года оно было упразднено.

На заметку! Благодаря нововведению водителю получают возможность понять реальные условия автомагистралей, проверить полученные навыки и знания на практике.

Степень готовности ученика к экзамену определяет инструктор. Правки коснулись и возрастных категорий. Получить категорию, связанную с пассажирскими перевозками, можно только с 20 лет. Ужесточились требования к проверке лицензирования автошкол. 
 

Регистрация машины

Последняя редакция ФЗ запретила регистрировать транспортные средства на детей. Ранее данная возможность позволяла водителям избегать штрафов за нарушения ПДД. Теперь право на постановку автомобиля на государственный возникает после 16 лет. То есть, одновременно с появлением административной ответственности.

Помимо этого, больше не допускается регистрировать машину на несколько человек. Даже если у него несколько владельцев, в документе будет указан только один. При этом ставить транспортное средство на учет теперь могут официальные дилеры.
 

Техосмотр

В 2022 году Путин подписал закон о техосмотре. Обновленный ФЗ, предусматривающий порядок прохождения обязательного техосмотра. Взамен бумажных диагностических карт будут оформляться электронные, что позволит оптимизировать работу сотрудников и уменьшить документооборот.

На заметку! Штраф за отсутствие диагностической карты составляет 2000 рублей.

Данные требования являются обязательными как для физических или юридических лиц, так и ИП.
 

Повышение требований к соблюдению режима труда и отдыха

Изменения коснулись режима труда и отдыха. В 2022 году за отсутствие тахографа водителей будут привлекать к административной и иной ответственности. Помимо этого, штрафные будут вменены работодателю. Размеры санкций указаны в КоАП РФ. Постановление Правительства о безопасности дорожного движения ужесточило действующие требования по отношению к юридическим лицам и ИП.
 

Усложнение тюнинга

Согласно новым положениям, все изменения транспортного средства, его систем или узлов должны соответствовать действующим национальным стандартам. При этом водитель должен получить протокол проверки безопасности и заключение экспертизы аккредитованной испытательной лаборатории. Если данные процедуры не пройдены, вносить правки в ПТС нельзя.
 

Запрет парковки у жилых домов для коммерческого транспорта

С 2022 года регламенты наложили запрет на парковку около жилых домов ля коммерческого транспорта. В частности, автобусов, маршрутных такси, др. Документ действует в границах населенных пунктов и городских поселений. Положения нормативно-правового акта не распространяются на машины, которые используются для каршеринга.
 

Повышение утилизационного сбора

Для легковых авто утилизационный сбор повысился на 100%. В большей степени данная поправка касается производителей транспортных средств, нежели их собственников. Тем не менее это непременно повлияет на ценовую политику ТС.

На заметку! Сбор за утилизацию уплачивается всего 1 раз. Если предыдущий владелец его не оплатил, данная обязанность возлагается на нового собственника.

Сведения о платеже вносятся в ПТС транспортного средства.
 

Скоростной режим

В 2022 году скоростной режим не был изменен. Тем не менее общественные деятели регулярно предлагают законопроекты по увеличению штрафных санкций и их применению не с +20 км/ч относительно ограничений, а с +10 км/ч или даже с нуля.
 

Штрафы

Новые штрафы за те или иные правонарушения в области БДД указаны в новой редакции КоАП РФ. Также в 2022 году был скорректирован Уголовный кодекс, предусматривающий ответственность для злостных нарушителей Правил дорожного движения. Речь идет о новой статье 264.2. Она устанавливает наказание в отношении водителей, лишенных права управления ТС за превышение скоростного режима или за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.

В случае повторяющегося проступка гражданин привлекается к уголовной ответственности. Максимальное наказание составляет лишение свободы до трех лет.


 

Заключение

Для обеспечения БДД в Российской Федерации был разработан ряд нормативно-правовых и законодательных актов. Действующие законы призваны сформировать среду, в которой будут отсутствовать нарушения Правил дорожного движения, аварии, заторы и другие внештатные ситуации.

Надзор за соблюдение законов об организации дорожного движения вменен специальному подразделению. Регулярно контролирующие органы проводят проверки на предмет соответствия установленным нормам. Последний раз законы по БДД корректировались в 2022 году.