Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Статья 25 пункт 12 196-ФЗ о безопасности дорожного движения п 7 главы о БДД

Особенности

ФЗ-196 от 10.12.1995 года – это документ, устанавливающий требования к юридическим лицам, физическим лицам и ИП, которые водят автомобили или иной наземный транспорт. Разработанный акт стал главным в области улучшения дорожного движения, а также обеспечения БДД.

Введению нового закона способствовало несколько причин. Прежде всего государство хотело конкретизировать права всех участников дорожного движения, обеспечить прозрачность выполнения тех или иных требований, а также ввести унифицированные ПДД.

На заметку! Положения ФЗ соответствуют современным реалиям и доведены до практически совершенного уровня. Регулярно статьи нормативно-правового акта редактируются или дополняются.

При возникновении дорожно-транспортного происшествия правоохранительные органы в первую очередь опираются на Федеральный закон №196. Он имеет приоритет над другими документами и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации. При этом следует помнить, что за соблюдением БДД следить несколько учреждений.

Регулярно контролирующие органы проводят проверки ИП, а также юридических лиц на предмет соответствия установленным требованиям. При выявлении нарушений компании грозят штрафные санкции или другие виды наказаний. Например, приостановка деятельности или привлечение должностных лиц к уголовной ответственности. Чтобы эксплуатировать транспортные средства на законном основании и без правонарушений, нужно знать, что такое п. 12 статьи 25 Федерального закона о безопасности движения и каким образом он реализуется.


 

Что регламентирует

ФЗ-196 регламентирует обеспечение БДД на территории Российской Федерации. В данном документе прописаны основные требования, нормы и правила. Именно он устанавливает правовую основу для последующего обеспечения должной безопасности на дорогах общего или специального назначения. В юридической среде действующий Федеральный закон считается базовым, поскольку с его помощью были разработаны некоторые другие акты.

Законодатели постарались максимально информативно сформулировать положения документа. Благодаря этому удалось регламентировать отношения, возникающие при использовании транспортных средств или выполнения коммерческих перевозок. Опираться на положения документа могут как рядовые граждане, так и должностные лица.

На заметку! ФЗ сформировал эффективные инструменты для улучшения ситуации на дорогах. Положения акта оптимизировали организацию ДД, а также транспортной системы в целом.

Помимо этого, унифицированный документ позволил снизить количество аварий, добиться положительной динамики, др. Цели Федерального закона:

  • разъяснить права и обязанности всех участников дорожного движения;
  • установить ответственность за правонарушения в области БДД;
  • описать пассивные и активные методы улучшения безопасности на дорогах;
  • уменьшить документооборот посредством введения унифицированных форм.

Под участниками дорожного движения подразумеваются водители, пешеходы и пассажиры. При этом в качестве шофера может быть как полноправный собственник автомобиля, так и сотрудник автопредприятия.
 

На кого распространяется действие

Положения Федерального закона действуют по отношению ко всем лицам, которые эксплуатируют транспортные средства. Таким образом, опираться на действующий акт должны: физические и юридические лица, а также ИП. При игнорировании действующих требований правонарушителю грозит административная или иная ответственность.

ФЗ-196 устанавливает, что компании, выполняющие коммерческие перевозки грузов, должны иметь штатного инженера по БДД. Претендовать на такую должность может специалист, который имеет соответствующее образование, опыт, знания и навыки. Помимо этого, ему нужно успешно пройти аттестацию в УГАДН. Инженер по улучшению безопасности дорожного движения организует медицинские и технические осмотры, оформляет внутреннюю документацию, ведет учет аварий, др. При желании он может совмещать данные обязанности с другой профессией. Например, механика.

В крупных организациях руководитель должен создать специальный отдел по БДД. В таком случае назначается несколько инженеров. Область безопасности дорожного движения регламентируют и некоторые другие документы: ГК РФ, инструктажи, приказы и распоряжения. Все они направлены на уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий, а также их тяжести и последствий.
 

Структура

Федеральный закон о БДД был составлен по определенной структуре. Документ включает в себя 8 разделов и приложения, которые более подробно объясняют суть тех или иных статей. В каждой части присутствует подробная трактовка, а также другие пометки.

Структура документа:

  1. Общие положения. Отображают цели и задачи документа. Также здесь присутствует терминология акта с разъяснениями и содержанием.
  2. Государственная политика по формированию БДД. Безопасность дорожного движения устанавливается с помощью передачи полномочий и служебных обязанностей Правительству России, федеральным органам исполнительной власти, ее субъектов.
  3. Федеральные, национальные, региональные программы. В третьем разделе описаны проекты по улучшению безопасности на дорогах.
  4. Требования. В данной части описаны требования по обеспечению БДД.
  5. Контроль (надзор). Устанавливает, как реализуется контроль по улучшению безопасности на дорогах.
  6. Ответственность за нарушения. Правонарушения ФЗ влекут за собой наказание. Ежегодно Ространснадзор проводит проверки. Их периодичность зависит от категории риска, к которой относится юрлицо или ИП.
  7. Международные договоры. Согласно тексту статьи, если международным договором РФ предусмотрены другие меры, чем в действующем законе, то применяются правила международного соглашения. При этом решения органов, которые противоречат Конституции России, не подлежат исполнению.

В заключительной части указано, что ФЗ-196 вступает в силу со дня его официальной публикации.
 

Изменения

Нормативно-правовые акты отображают права и обязанности всех участников дорожного движения. Последний раз действующий закон редактировался в 2021 году. Актуальная версия документа опубликована на официальном сайте Правительства РФ. Изменение документа было обусловлено необходимостью организовать более эффективное дорожное движение.

На заметку! Прежде всего правки в документе коснулись используемой терминологии. Новые описания стали более однозначными и четкими.

 

Основные положения статьи 12

12 статья 25 Федерального закона о безопасности дорожного движения описывает положения, которые касаются права управлять автомобилем любой категории. Действуют они на территории РФ.
 

Категории ТС

В Российской Федерации существует несколько категорий ТС.

Категория

Транспортные средства (ст. 25 ФЗ о безопасности дорожного движения)

А

ТС весом до 350 кг

В

ТС 750 килограммов

С

ТС более 750 кг

D

Машины для перевозки пассажиров с более 8 местами для сидения

ВЕ

Машины с прицепом, максимальный вес которого составляет более 750 кг и превышает вес свободного авто

СЕ

Автомобили с прицепом более 750 кг

Автомобили с прицепом более 750 кг, сочлененные автобусы

Tm

Наземная электрическая железная дорога

Tb

Безрельсовое механическое ТС

M

Мопеды и квадрициклы

Также в документе указаны подкатегории транспортных средств.
 

Право на управление ТС

Право управлять транспортным средством возникает после успешной сдачи экзаменов (теория и практика) в подразделении ГИБДД Российской Федерации. Если гражданин не получил водительское удостоверение установленного образца и при этом сел за руль не учебного автомобиля, в силу вступает статья КоАП 12.7 ч.1.

Удостоверение – это главный документ любого водителя, который наглядно подтверждает его право управлять транспортным средством. Получить его может любой человек после обучения в специализированном учреждении.

На заметку! Несколько лет назад в законодательной базе Российской Федерации произошли изменения, поэтому теперь заканчивать автошколу должны даже граждане, которые умеют водить автомобиль и имеют практический опыт.

Минимальный возраст получения прав, а также другие условия предоставления государственной услуги зависят от категории транспортного средства. Какой-либо верхней планки для вождения в РФ не существует.

Важно, чтобы автошкола была аккредитована и имела соответствующую лицензию, поскольку в противном случае она не сможет выдать водительское удостоверение установленного образца. Выдается оно на 10 лет. ГИБДД оформляют права на любую категорию ТС (п. 7 ст. 25 ФЗ о БДД).
 

Изменение требований

Требования статьи могут быть скорректированы или исключены для участников экспериментального правового режима в сегменте цифровых инноваций. Утверждает он на основании Федерального закона от 31 июля 2020 года. В остальных случаях установленные правила являются обязательными к исполнению.
 

Иностранные права

Несколько лет на российских дорогах существуют противоречия относительно использования прав иностранного образца. Нормативно-правовые акты допускают вождение транспортного средства с иностранным водительским удостоверением, однако инспектора ГИБДД все равно рассматривают это в качестве правонарушения и выписывают штрафные санкции.

В ФЗ устанавливаются требования относительно прав, их образца и срока действия. Отдельные положения документа посвящены водительским удостоверениям иностранного образца, а также их использованию на территории Российской Федерации.
 

Допуск лиц, постоянно или временно проживающих на территории РФ

Ст. 25 ФЗ о безопасности дорожного движения устанавливает, что граждане, которые постоянно или временно проживающие находятся в России, могут садиться за руль автомобиля на основании российских национальных прав. В случае их отсутствия – на базе водительских удостоверений иностранного или международного образца. При этом необходимо учитывать ограничения, описанные в 13 пункте статьи.
 

Кто не допускается к управлению ТС

Допуск к вождению машиной на основании иностранных или международных не имеют следующие категории граждан:

  • имеющие предпринимательские функции;
  • выполняющие свои служебные обязанности, непосредственно связанные с вождением.

В остальных случаях можно применять национальные водительские удостоверения, оформленное в других государствах.
 

На кого не распространяется часть 13

Положения ст. 25 ФЗ-196 о безопасности дорожного движения (13 пункт) не действует по отношению к гражданам Киргизской Республики, а также жителей стран, нормативно-правовые акты которых закрепляют русский язык как официальный. На остальных лиц установленные требования действую в обязательном порядке. Их несоблюдение ведет за собой административную и иную ответственность.
 

Особенности использования иностранных и международных прав

В Федеральном законе описаны особенности использования ВУ, которые выдали государственные органы других стран. Так, лица, которые имеют гражданства РФ, могут водить транспортное средство на основании прав международного образца, если они показываются вместе с национальным удостоверением.

На заметку! Если национальные права были оформлены в стране, которая не является совместно с РФ участником международных договоров в сегменте обеспечения БДД, они признаются основе взаимности. При этом у водителя должен быть при себе нотариально заверенный перевод документа.

Право садиться за руль возникает у гражданина в соответствии с законами России. До достижения совершеннолетия человек не может управлять ТС. При желании водитель может обменять иностранное или международное удостоверение на российское. Делается это в уполномоченных органах. Процесс выдачи документа регламентирован действующим законом.
 

Разъяснения

Статья 25 дорожного движения часто провоцирует недопонимания между правоохранительными органами и водителями. Иногда сотрудники ГИБДД выписывают штрафы гражданам, которые имеют при себе только иностранные или международные прав. Чтобы устранить неоднозначность трактовки некоторых положений, было выпущено разъяснение Генеральной прокуратуры.

Данное письмо представляет собой ответ на обращение и адресовано заместителю начальника Главного управления по обеспечению БДД. Оно не является нормативно-правовым актом, однако отражает позицию Генеральной прокуратуры относительно использования иностранных или международных водительских удостоверений.
 

Разделение лиц для допуска к управлению ТС

Согласно разъяснению, пункт 12 статьи 25 ФЗ-196 не устанавливает разделения лиц для допуска к управлению ТС на граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств или лиц без гражданства.

На заметку! Граждане, которые постоянно или временно проживающие находятся в России, могут садиться за руль автомобиля на основании российских национальных прав. В случае их отсутствия – на базе водительских удостоверений иностранного или международного образца.

Исключение составляют ситуации, когда человек реализует предпринимательские и служебные обязанности, относящиеся к управлению транспортными средствами. При этом указанный ФЗ не устанавливает обязательства по обмену иностранного или международного ВУ на права российского образца.
 

Если у лица, получившего гражданство, есть иностранные права

В письме описана строгая последовательность относительно допуска к вождению на основании иностранных или международных прав. В соответствии с документом, гражданин должен сперва получить водительское удостоверение иного образца и только после этого получить гражданство Российской Федерации. В противном случае требования ФЗ будут нарушены.

На заметку! При правонарушениях инспекторы ГИБДД вправе выписать штраф или выбрать иную меру наказания.

 

Привлечение к ответственности водителей, использующих иностранные права

Комментарий не дает разъяснений относительно привлечения к ответственности водителей, которые используют права, выданные иностранными государствами. Тем не менее в письме указаны рекомендации для МВД по обращению в Верховный суд. Здесь уполномоченные сотрудники могут получить более детальную трактовку ФЗ, а также других нормативно-правовых актов.
 

Как обменять иностранные права на российские

При необходимости граждане могут обменять иностранные права на российские. Положения Венской Конвенции устанавливают, что жители России обязаны использовать исключительно национальное водительское удостоверение. Таким образом, на международном уровне определено, что каждая страна имеет право не признавать ВУ, оформленное его гражданам за границей.

Основания для замены документа:

  • собственник транспортного средства является гражданином или резидентом России;
  • житель другого государства использует автомобиль для служебной деятельности или предпринимательства;
  • с момента получения ВНЖ РФ прошло более 6 месяцев.

Если гражданин сдал экзамены и оформил ВУ в другом государстве, пользоваться ими в России он не сможет. В таком случае потребуется обмен водительского удостоверения.
 

Порядок процедуры

Замена прав подразумевает следование определенному алгоритму. Прежде всего гражданину потребуется пройти медицинскую комиссию. Здесь водитель сдаст ряд анализов, получит заключение от врачей, оформит справку В/У-003. Полученный документ относят в ГИБДД.

Последующие действия:

  1. Прохождение экзамена.
  2. Оплата госпошлины.
  3. Получение новых прав.

Для оформления удостоверения водителю потребуется сдать теоретическую и практическую часть. Сумма государственной пошлины в 2022 году составляет 2000 рублей.
 

Необходимые документы

Чтобы получить права, гражданину нужно сформировать комплект документов. Водитель должен предоставить заполненное заявление, национальный паспорт, медицинскую справку и ВУ, которое подлежит замене.

На заметку! Отсутствие нужных бланков может стать основанием для отказа в выдаче российского водительского удостоверения.

Помимо этого, основаниями для отказа являются: предоставление ложной информации, сведения о лишении прав, медицинские противопоказания, факт нахождения человека в розыске.
 

Заключение

ФЗ-196 от 10.12.1995 года – это документ, в котором установлены требования к юридическим лицам, физическим лицам и ИП, которые эксплуатируют автомобили или городской наземный транспорт. Разработанный акт стал главным в области улучшения безопасности на дорогах, поскольку предоставил подробную регламентацию требований и обязанностей.

Главное преимущество ФЗ заключается в том, что он предоставил эффективные инструменты для обеспечения БДД. Положения акта улучшили организацию дорожного движения, а также транспортной системы в целом. При этом следует помнить, что за соблюдением правил следить несколько подразделений. В том числе ГУОБДД МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт.