С 2016 года в РФ используется риск-ориентированный подход, который представляет собой проведение государственного надзора в зависимости от присвоенного объекту класса пожарной опасности. На основании данного показателя определяется периодичность, интенсивность и продолжительность инспекций. Данный подход позволил оптимизировать и сократил издержки, которые ранее уходили на проверки организаций. При определении КПО органами власти учитывается степень ущерба при несоблюдении пожарных требований.
В соответствии с действующим законодательством, на ГПС одновременно возложены обязанности по осуществлению как административно-юрисдикционной, так и уголовно процессуальной деятельности. Первая включает в себя возбуждение производства по факту нарушения требований пожарной безопасности и привлечения виновных лиц к соответствующей ответственности, а вторая направлена на выявление и пресечение преступлений.
На заметку! ГПС представляет собой систему предупреждения возгораний, а также реализации мер по защите населения от бедствий природного и техногенного характера.
Сегодня главным направлением в деятельности Госпожнадзора является внедрение форм и методов, направленных на обеспечение экономического роста страны. С данной целью создается благоприятный инвестиционный климат для экономических субъектов, развивается институт гражданского общества и система государственного управления.
Цели проверок:
С точки зрения законодательства Государственный пожарный надзор – это деятельность по проверке организациями и гражданами правил ПБ, а также принятию компенсирующих мер по результатам инспекции. Регламентируется данная область Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Предупреждение пожаров и сохранение человеческих жизней, в том числе посредством плановых и внеплановых проверок, закреплены в качестве приоритетов в федеральном законодательстве. Обязанности по организации и проведению инспекций вменены ГПС. В ходе контрольное-надзорной деятельности сотрудники государственного ведомства должны придерживаться признака невмешательства в административно-хозяйственную деятельность поднадзорных организаций, а также беспристрастности и объективности.
Согласно законодательству, проверкам подлежат все предприятия, независимо от ведомственной принадлежности и специфики деятельности. Ежегодно ГПС обследует более 2 миллионов организаций, что позволяет обеспечить пожарную безопасность как на муниципальном, так и на локальном уровне. Без плановых проверок руководители часто игнорируют требования ПБ и отодвигают их на второй план при организации деятельности производства. Классифицируются инспекции на основании нескольких показателей:
Дополнительно руководители организаций могут внедрить административно-общественный контроль. Главная цель надзора – предупреждение возгораний, аварий и других внештатных ситуаций. В ГОСТ приведена следующая классификация проверок.
Проверка |
Описание |
Продолжительность в рабочих днях |
---|---|---|
Выездная |
Инспектор выезжает на место работы организации, осматривает документы и все системы противопожарной защиты |
10 |
Инспекционный визит |
В ходе проверки инспектор проводит полную проверку объекта, после которой дает рекомендации по устранению нарушений |
1 |
Рейдовый осмотр |
Быстрый выездной контроль |
10 |
Документарная |
При документарном надзоре инспектор направляет руководителю запрос со списком документации, который необходимо отправить для проверки |
10 |
Выборочный контроль |
Сбор образцов и проб для проведения исследований |
Не установлено |
Государственные проверки пожарной безопасности бывают документарными и выездными. В первом случае инспектор направляет руководителю организации перечень документом, которые необходимо предоставить для осмотра. Если в ходе ревизии сотрудника ГПС возникли дополнительные вопросы или он выявил нарушения, он вправе истребовать уточняющие сведения. Руководитель предприятия обязан предоставить всю необходимую информацию. В противно случае документарная проверка перейдет в выездную.
На заметку! При документарной проверке оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности осуществляется на основании предоставленной документации и других данных, которыми располагает проверяющая сторона.
Во время выездной проверки инспектор осматривает локальные нормативные правовые акты, обследует объект защиты, проводит ряд экспертиз и испытаний пожарной-технического вооружения.
По характеру государственные проверки пожарной безопасности классифицируются на документальные и комплексные. Основанием для проведения инспекции является оформление сотрудником ГПС соответствующего приказа и уведомления. При их отсутствии руководитель предприятия вправе отказать работнику в доступе на территорию организации. Первое, что осуществляется инспектором в ходе надзора – это ознакомление с предоставленной документацией. По завершении данного мероприятия осматриваются все этажи здания и прилегающей территории. Аварийные пути и выходы должны быть свободными для прохода и содержаться в чистоте. Проверке подлежат и системы автоматического оповещения, пожаротушения, а также и управления эвакуацией людей.
На заметку! На предприятии должны присутствовать наглядные материалы: планы эвакуации, уголки пожарной безопасности, инструкции, знаки безопасности.
В обязательном порядке осматриваются средства связи и первичные средства пожаротушения. Кроме того, инспектором может проверяться водопровод, решетки, аварийные электрические сети, места для курения.
Контрольно-надзорная деятельность осуществляется на плановой и внеплановой основе. Периодичность проверок организации определяется самостоятельно управлением ГПС. В ходе инспекций госслужащий может оценить выполнение обязательных мероприятий по требуемым направлениям.
Проверка |
Основания для организации |
---|---|
Плановая |
Истечение:
|
Внеплановая |
Основания:
|
Законодательство не обязывает согласовывать внеплановые проверки с Генеральной прокуратурой или предупреждать о них руководителей организаций.
Для ухода от избыточных административных барьеров установленных ранее государством в виде «тотальных» проверок надзорно-контрольными органами, в 2023 году федеральным законодательством РФ установлен принцип риск-ориентированного подхода при организации проверок. Для каждого вида инспекции установлены свои критерия отнесения объектов к той или иной категории риска. Стандартами определены следующие показатели:
Вместе в этим, законодательством предусмотрена категория повышения и понижения категории ПО.
Построение правового государства и развитие демократических начал общественной жизни невозможны без детальной регламентации прав, обязанностей и ответственности граждан. Традиционным направлением совершенствования механизма нормативного регулирования является создание новых норм и обновление уже действующих. Помимо этого, требуется их практическое воплощение в целях укрепления законности в деятельности правоохранительных органов.
На заметку! Роль правового регулирования в области пожарной безопасности заключается в том, чтобы государство и право выступали в качестве гаранта установленной обществом приемлемой степени защищенности от возгораний с учетом всех политических, социальных и экономических условий.
Правила ПБ имеют множество требований, проецируемых на индивидуальные объекты. В случае их нарушений должностных лиц и граждан может ожидать дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. В 2023 году размер санкций составит от 2 до 200 и более тысяч рублей. УК РФ вступает в силу при утере имущества, а также человеческих жертвах. Решение о дисциплинарном наказании принимает руководитель организации.
При несогласии с результатом проверок, вынесенное сотрудником ГПС решение, можно обжаловать в досудебном или судебном порядке. Для этого руководителю или должностному лицу необходимо составить возражение в произвольной форме, где описывается предмет спора – акт проверки или его отдельные положения. Подать документ необходимо в течение 2 недель лично, через Госуслуги или электронную почту. Если обжалование будет проходить в судебном порядке, следует оформить административный иск.
В ходе контрольно-надзорной деятельности инспектор ГПС использует специальные чек-листы. Данное требование закреплено приказом МЧС России от 09.02.2022 № 78. С точки зрения законодательства чек-лист представляет собой перечень вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении обязательных требований пожбезопасности в организации. После проверки заполненный документ прикрепляется к акту.
На заметку! Вопросы сформулированы таким образом, чтобы ответ на них был «да», «нет», «выполнено» или «не выполнено».
Приказом МЧС определено 27 стандартных форм чек-листов для объектов разного класса пожарной опасности. Все они находятся в открытом доступе. Используя чек-листы, должностные лица могут самостоятельно обследовать организацию и устранить все нарушения.
Чек-листы проверки по пожарной безопасности используются для самопроверки объекта. При надзоре необходимо провести ревизию документации и главных элементов противопожарной защиты: автоматических систем, первичных средств пожаротушения, прочего. Помимо этого, требуется оценить состояние эвакуационных путей, аварийный выходов и проездов. Обязательное условие для прохождения контроля – наличие предупреждающих знаков и табличек.
Использование чек-листов при плановой проверке – это обязательное требование законодательства. Согласно нормативно-правовым актам, их заполнение требуется при инспекции:
Отсутствие проверочного листа расценивается как административное правонарушение.
В целях осуществления контрольно-надзорных функций органы ГПС в рамках своих полномочий организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожбезопасности. Чек-листы позволяют самостоятельно обследовать объект, выявить и устранить нарушения. Их образцы представлены в Приказе МЧС России от 09.02.2022 № 78. Стандартно чек-лист проверки по пожарной безопасности состоит из: преамбулы (наименование, номер формы, реквизиты, отметка), юридического обоснования, главной части и заключения.
Проверочные листы по пожарной безопасности 2023, что указывается:
Главный раздел чек-листа – это список контрольных вопросов. Заверяется документ личными подписями.
Чек-листы для проверки ПБ опубликованы на официальном сайте МЧС. Для проведения самостоятельной инспекции их необходимо скачать, распечатать и заполнить в ходе осмотра той или иной системы противопожарной защиты. Помимо этого, они указаны в приложении к Приказу МЧС России от 09.02.2022 № 78. Список вопросов зависит от того, какой именно объект подлежит проверке. В стандартном чек-листе присутствует 180 положений.
Номер |
Проверочный лист в области пожарной безопасности |
---|---|
1 |
Объекты всех классов пожарной опасности |
2 |
Проживание людей |
3 |
Научные, образовательные организации |
4 |
Культурно-просветительские учреждения |
5 |
Торговля |
6 |
Медицинские организации |
7 |
Производства |
8 |
Деревообработка |
9 |
Энергетика |
10 |
Изготовление спичек |
11 |
Полиграфия |
12 |
Сельхоз |
13 |
Транспортная инфраструктура |
14 |
Метрополитен |
15 |
Сжиженный углеродный газ |
16 |
Склады |
17 |
Склады древесины и лесоматериалов |
18 |
Склады зерна |
19 |
Склады ЛВГ, ЛВЖ, ГЖ, ГГ |
20 |
Склады торфа, угля |
21 |
Строительно-монтажные, реставрационные работы |
22 |
АЗС |
23 |
Объекты религиозного назначения |
24 |
Отдых детей |
25 |
Пиротехнические изделия |
26 |
Пожароопасные работы |
27 |
Специальные сценические эффекты |
Подготовить чек-лист бесплатно можно и в компьютерных программах, например, в Word.
Между требованиями чек-листа и Техрегламента существует несколько отличий. Так, в первом приведено 6 положений, а во втором – только 2. Все они обязательны к исполнению на объектах защиты.
Самопроверки организаций позволяют снизить административную нагрузку, поднять уровень и повысить качество осуществляемых контрольно-надзорных функций. Основная цель данного мероприятия – снизить материальный ущерб, а также количество летальных исходов при ЧС. Государственными органами было утверждено 27 чек-листов для самоинспекции, классифицируемые на основании уровня функциональной пожарной опасности объекта. Данный документ содержит ряд вопросов и требований в области ПБ, которые необходимо соблюдать руководителю организации.
При проведении контрольных мероприятий с использованием чек-листов осуществляется не только надзорная функция, но и профилактическая. Ознакомиться со стандартными формами ПЛ можно в интернете на официальном сайте МЧС и информационно-справочных сайтах. Единственное, что требуется сделать для самопроверки организации – распечатать образец и последовательно заполнить его. Здесь обозначаются:
Использование проверочных листов положительно сказывается как на деятельности ГПС, так и самого объекта защиты. Они позволяют внести ясность и четкость. Руководитель при этом получает возможность защитить себя от различных неожиданностей, качественно исправлять все нарушения.
На объекте защиты должна присутствовать учредительная документация. Она устанавливает ключевые характеристики организации: ее наименование, адрес, структуру, ведомственную принадлежность, прочее. Помимо этого, учредительные документы определяют внутренний порядок управления и закладывают базу для деятельности производством. Согласно законодательству, главный учредительный документ – это Устав.
Обязательная документация:
Все документы должны отвечать требованиям законодательства.
В ходе инспекции проверяется и документация о состоянии пожарной безопасности. К ней относится:
Ответственность за наличие и правильно оформления несет руководитель предприятия, а также назначенные им должностные лица.
Форма чек-листа выбирается на основании класса функциональной пожарной опасности объекта. Кроме того, требуется учитывать специфику деятельности организации и ее целевое назначение. Стандартная форма, которая подойдет для самопроверки любого предприятия – первая.
Во время проверки в чек-листы вносятся сведения о том, соблюдаются ли на объекте защиты требования пожарной безопасности. В таблице на каждый вопрос можно ответить «да», «нет» или «н/р» (требование не распространяется).
Если во время самопроверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, их необходимо устранить. Данная обязанность лежит на руководителе организации, а также должностных лица в пределах компетенций. Для устранения недочетом могут выполняться следующие мероприятия:
Благодаря чек-листу можно устранить нарушения и подготовиться к плановой инспекции со стороны ГПС.
Существуют и альтернативные варианты обследования объекта защиты: пожарный аудит и независимая оценка рисков.
Форма проверки |
Описание |
---|---|
Аудит |
Пожарный аудит приравнивают к инспекции ГПС. Его заключение принимается во внимание при проведении плановых и внеплановых проверок. Аудит позволяет снять некоторые требования пожарной безопасности. |
Оценка рисков |
Проводится аккредитованными организациями в установленном порядке. НОР организуется по инициативе собственника здания. По результатам проверки оформляется план устранения недостатков. |
С 2016 года в РФ используется риск-ориентированный подход, который представляет собой проведение государственного надзора в зависимости от присвоенного объекту класса пожарной опасности. На основании данного показателя определяется периодичность, интенсивность и продолжительность инспекций. Данный подход позволил оптимизировать и сократил издержки, которые ранее уходили на проверки организаций.
Заполняется чек-лист по пожарной безопасности как инспектором при плановой проверке, так и собственником при самоконтроле. Используются ПЛ в ходе контроля в организациях разного рода деятельности: школа, ДОУ, СНТ, офис, прочих.