БДД – это совокупность мер, направленных на снижение количества ДТП, их тяжесть и последствия. Для эффективно контроля сферы были разработаны внешние, а также внутренние акты. Закрепленные документы действуют в отношении физических лиц, юридических лиц и ИП. В законодательно базе РФ подробно описаны права и обязанности всех участников дорожного движения.
Приказ Минтранса РФ № 296 (ОТ 8/08-18 Г.) устанавливает, что автопредприятия обязаны организовывать предрейсовый техконтроль эксплуатируемых ТС. Выполняется контроль перед выездом автомобиля со служебной стоянки.
На заметку! Под предрейсовым техосмотром подразумевают полную проверку исправности автомобиля, его систем, узлов и комплектующих. Машина должна соответствовать нормам, утвержденным с помощью национальных стандартов.
Регулярное обслуживание позволяет выявить и устранить поломки, которые присутствуют в элементах машины. Благодаря этому неисправное транспортное средство будет направлено на ремонт, а не выпущено на линию. Это требование действует к ТС любой категории: легковые машины, грузовики, автобусы, др. Предприятия, которые игнорируют обязанности по проведению ПТО привлекаются к ответственности. Тяжесть наказания определяется последствиями, которое повлекло правонарушение. Чтобы не допустить такого развития ситуации, нужно разобраться, когда реализуется проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Прохождение предрейсового технического осмотра автомобиля закреплено на законодательном уровне. Эту область контролирует несколько подразделений: ГУОБДД МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт, Минздрав и Минобрнауки. Статья 20 ФЗ-196 «О БДД» фиксирует, что все юридические и физические лица, а также ИП должны регулярно проверять автомобили на исправность.
Для каждой категории транспортных средств установлена периодичность проведения ТО. Указывается она заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации. Порядок проведения контроля в Российской Федерации контролируется и некоторыми другими актами. Последние корректировки датируются 2022 годом.
ПТО – это одна из самых важных процедур, выполняемых на автопредприятии. Осмотр позволяет снизить количество дорожно-транспортных происшествий, которые возникают из-за поломок в системах и узлах машины.
Необходимость:
Технический осмотр позволяет сохранить здоровье и жизни всех участников дорожного движения. Контроль сохраняет автопарк в надлежащем состоянии, что положительно сказывается на текущих расходах компании и финальной прибыли.
Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств регламентирован действующими законами РФ. Согласно нормативно-правовым актам, контроль автомобилей реализуется перед его выпуском на линию. ТС отправится в рейс только после того, как в путевом листе будет проставлены все нужные отметки.
На заметку! Технический осмотр выполняется, если время поездки равно длительности рабочего дня или превышает его.
В некоторых случаях предприятия должны организовывать дополнительные проверки. Например, послерейсовые или предсменные. Требования к проведению ПТО должны знать контролеры и другие сотрудники организации. Это позволит избежать штрафов или других наказаний со стороны контролирующих органов.
Предрейсовые техосмотры должны проходить все транспортные средства, которые находятся в эксплуатации. В том числе такси. Выполняться он может только обученным сотрудником.
Для кого обязателен:
После проверки в путевом листе ставится специальная отметка: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден».
Медосмотр водителей – это дополнительное мероприятие по обеспечению БДД на дорогах общего или специального назначения. Эта процедура позволяет выявить патологические изменения в здоровье сотрудника. Во время контроля медработник проверяет весь штат водителей. В результате проверки медик определяет шоферов, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем.
Периодичность медицинских осмотров водителей транспортных средств установлена Федеральным законом №196-ФЗ от 10.12.1995 г. Действующий документ устанавливает порядок проведений обследований, их необходимость, др. Врач определят, есть ли у человека нарушения в физическом или психическом состоянии. При необходимости кандидату могут быть назначены дополнительные анализы. Например, ЭЭГ или кровь.
Проводить медобследования могут работники, которые имеют профильное образование. Если руководство обращается в стороннее учреждение, медицинская организация должна сформировать постоянно действующую врачебную комиссию, состав которой утверждается посредством внутреннего распоряжения. С выбранным медучреждением нужно заключить договор, составить список водителей и направить его в организацию.
Предрейсовых технический осмотр включает в себя осмотр всех систем и узлов машины, а также оформление документации. Это позволяет выявить и устранить поломки.
На заметку! Пройти предрейсовый технический и медицинский осмотр для ИП должны все штатные водители, а также эксплуатируемые транспортные средства. Результаты проверок вносятся в «путевку».
Во время ПТО механик должен учитывать положения из Приказа Минтранса РФ № 296, Приказа Минтранса России № 9, Приказа Министерства транспорта России № 282, др.
Предрейсовый осмотр выполняется в соответствии с действующими требованиями, включая правила технической безопасности (метод и условия диагностики). Некоторые из существующих поломок водитель может подчинить самостоятельно. Другие требуют вмешательства механика. Во время контроля специалист проверит все комплектующие автомобиля.
Проверка тормозной системы:
Также производится осмотр рулевого управления. Суммарный люфт не должен превышать рекомендуемые показатели для той или иной категории ТС. На следующем этапе устанавливается исправность световых приборов. Водителям запрещено менять параметры фар без учета ГОСТов, а также встраивать лампы, которые не соответствуют модели машины. Все элементы должны быть чистыми и без повреждений.
В конце контролер проверяет двигатель. Выхлопные газы и уровень шума должны отвечать международным нормам, а системы питания должны быть безопасными и герметичными. Отдельные стандарты установлены к системе вывода отработанных газов и системе вентиляции картера.
Помимо этого, контролер осматривает шины. Дополнительно определяется закрученность болтов, отсутствие трещин, соответствие шин модели автомобиля и их назначение (зима или лето).
Предрейсовый техконтроль подразумевает и проверку оборудования машины. Выпуск на линию получать только те транспортные средства, у которых работают «дворники» и омыватели, предназначенные для лобовых стекол. Также механик осмотрит зеркала, звуковые сигналы, замки, свет и регулировку водительского кресла. Важными элементами являются и тахограф, спидометр, аварийные и противоугонные средства, ремни безопасности.
На заметку! ПТО подлежат любые системы и узлы, которые имеют конструктивные особенности, предусмотренные производителем или установленные с разрешения инспектирующих органов безопасности.
На заключительном этапе происходит осмотр аптечки, огнетушителя и аварийных знаков. Полный перечень проверяемых систем описан в Приказе Минтранса РФ №296-ФЗ.
Предприятиям нужно проводить техническую диагностику транспортных средств и проверять документы водителей. В стандартных случаях шофер должен предъявить:
После проверки водитель должен положить документы в машину. В случае необходимости они предъявляются сотрудникам ГИБДД, а также другим уполномоченным лицам.
Приказ от 15 января 2021 г. № 9 фиксирует, что юридические лица и ИП должны документально подтверждать проведение предрейсового технического осмотра автомобилей. Для этого внутри предприятия оформляются путевые листы, журналы регистрации и т.д. Внутренние документы имеют юридическую силу, поэтому могут использоваться в качестве доказательства при возникновении конфликтных ситуаций.
Путевой лист – это первичный документ деятельности штатного водителя, пробега транспортного средства и пройденного маршрута. С помощью «путевки» руководство контролирует график работы шоферов и определяют учет расходов на ГСМ. Впоследствии она используется для начисления заработной платы.
Существует несколько форм путевых листов: N 4-с, N 4-п, N 4-м. В документе прописывается вся информация о поездке:
Проверить наличие путевого листа может трудовая инспекция, налоговая, сотрудники ГИБДД. Если во время предрейсового контроля технического состояния автотранспортного средства не было выявлено нарушений, механик проставляет в путевой лист отметку.
В служебные обязанности механика входит ведение Журнала регистрации. Здесь указывается информация о транспортном средстве, техосмотре и сотруднике, который его проводил. При отсутствии контролера заполнять документ должен работник, назначенный руководителем.
На заметку! Журнал проведения предрейсового технического осмотра ТС может вестись как в бумажной, так и в электронной форме. Если компания заполняет документ онлайн, все сведения дополнительно заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.
Если документ заполняется в бумажном варианте, его нужно прошнуровать и пронумеровать.
Штамп – это печать, которая подтверждает проведение технического или медицинского осмотра. Все элементы оттиска должны быть четкими и разборчивыми. Если печать имеет ярко выраженные погрешности, то она подлежит замене. Обязательные элементы отметки: время и дата выполнения контроля. Также здесь указываются ФИО сотрудника, который выдал разрешение на допуск транспортного средства к рейсу.
Штамп заверяется личной подписью контроля с расшифровкой. На путевом листе расположено 2 места для оттиска. Купить штамп можно в интернете или специальном магазине. Он будет иметь надпись: «Прошел предрейсовый контроль технического состояния» или др.
Пройти предрейсовый техконтроль можно на предприятии или в сторонней организации. В первом случае в штате компании должен числиться сотрудник, имеющий нужный уровень квалификации, опыт работы и навыки. При обращении в частную организацию между сторонами сделки заключается контракт. Он предоставляет дополнительные гарантии безопасности. В документе указываются: персональные сведения, сроки оказания услуг, место осмотра, стоимость осмотра и форма оплаты.
Дополнительно фиксируются обязанности и полномочия сторон, возможность возникновения форс-мажорных ситуаций, а также порядок рассмотрения спорных вопросов. В заключение договора вносятся реквизиты заказчика и исполнителя, ставятся подписи, а также специальные отметки организаций. Также можно составить приложение.
На заметку! Если ПТО было выполнено не должным образом (например, без инструментов диагностики), организация может истребовать повторный контроль.
Реализовывать техосмотр автомобиля может сотрудник, который имеет среднее специальное образование. Например, механик. При этом к работнику могут предъявлять другие требования относительно стажа, навыков или умений. Оборудование для проведения предрейсового технического осмотра описано в действующих нормативно-правовых актах.
Требования к контролеру на основании |
|||
№ п/п |
Код образовательной программы |
Установленные требования |
Наличие стажа или опыта работы |
1 |
23.02.03 |
Направление |
Не нужен |
2 |
23.00.00 |
Направление |
От 1 года |
3 |
23.00.00 |
Специальность по другому направлению + профильная переподготовка |
Не нужен |
Как отмечалось ранее, выполнить ПТО можно на предприятии или в сторонней организации. Каждый из этих вариантов имеет преимущества и особенности.
Проверка техсостояния машин исполняется с учетом Федерального закона от 01 июля 2011 г. № 170-ФЗ, а также некоторых других нормативно-правовых актов. Время контроля зависит от категории транспортного средства.
На заметку! Заключение о проверке, которая проводилась государственной организацией, указывается в диагностической карте.
Диагностическая карта подтверждает, транспортное средство находится в рабочем состоянии и может реализовывать перевозку пассажиров, багажа или грузов. Во время проверки контролер проверит соответствие узлов и систем машины национальным стандартам. Механик несет полную ответственность за выдачу книжки, а также выполнение других требований, установленных законодательной базой РФ. Их нарушение несет за собой ответственность.
Проводят ПТО и частные компании. В таком случае каждый день на место проверки будет приходить уполномоченный контролер. В должностные обязанности такого сотрудника входит полная диагностика транспортного средства, а также оформление нужной документации.
Выполнять осмотры могут и ИП. Чтобы проводить контроль, организация должна отвечать некоторым требованиям:
В противном случае ИП не имеет права организовывать проверку технического состояния автомобилей.
Дистанционное проведение ПТО невозможно. Многие компании не обладают нужными электронными носителями, техникой, а также др. Тем не менее руководители могут получить консультацию механика онлайн. Это позволит выявить и устранить поломки, имеющиеся в системах или узлах транспортного средства.
Цены на ПТО меняются в зависимости от региона проведения контроля, а также квалификации механика.
Количество автомобилей |
Примерная стоимость в 2022 году (за 1 машину) |
---|---|
1 |
2000 рублей |
2-5 |
1500 рублей |
5-10 |
1000 рублей |
10 и более |
По договоренности |
При выборе организации нужно проверить у нее наличие аккредитации. Проводить предрейсовые техосмотры могут только компании, имеющие лицензию. В противном случае их деятельность является незаконной. Также нужно обратить внимание на отзывы клиентов, год основания фирмы, ее репутацию. Это позволит избежать мошенников.
Контролирующие органы тщательно следят за обеспечением БДД, поэтому регулярно производят проверки юридических лиц и ИП. Ответственность за перевоз багажа, грузов или пассажиров регулируется КоАП РФ. Размер штрафных санкций зависит от тяжести преступления, а также последствий, которые оно повлекло.
Категория |
Штраф в 2022 году |
---|---|
Физлица |
3 000 рублей |
Должностные лица |
5 000 рублей |
ИП |
30 000 рублей |
Юрлица |
30 000 рублей |
Если в компании не назначают должностное лицо, ответственность за несоблюдение БДД автоматически возлагается на начальника транспортного участка или главного механика.
Предрейсовый техосмотр – это обязательное мероприятие по обеспечению БДД. Проводить его должны как физические, так юридические лица и ИП. Регулярный контроль позволяет снизить количество аварий, их тяжесть и последствия. Порядок выполнения проверки закреплен в действующих нормативно-правовых актах. Результаты осмотра вносятся в путевой лист и Журнал регистрации.