Под определением БДД подразумевают совокупность действий, направленных на сокращение количества аварий. Для улучшения безопасности на дорогах уполномоченные органы используют как пассивные, так и активные меры. Действующие регламенты обязывают сотрудников ГИБДД вести учет дорожно-транспортных происшествий, расследовать их причины и формировать единую статистику. Это позволяет разрабатывать профилактические меры по БДД.
Тем не менее в практике часто встречаются так называемые скрытые случаи нарушений Правил дорожного движения. К данной категории относят все проступки, которые не были замечены или документально зафиксированы автоинспекцией.
На заметку! Учет большей части правонарушений ведется посредством камер видеонаблюдения, которые присутствуют во всех регионах Российской Федерации.
Водители должны понимать, что сокрытие нарушения не освобождает от наказания. Так, если участник дорожного движения превысил скоростной режим, пересек сплошную линию или не пропустил пешехода, оповещение о штрафе придет по электронной почте или на Госуслуги (при условии, что факт проступка был записан на камеру).
Если было допущено нарушение безопасности движения на железнодорожном транспорте, водитель также будет привлечен к ответственности в соответствии с видом правонарушения, а также последствиями, которое оно повлекло. Сообщить о противозаконном действии можно специально созданную горячую линию РЖД.
В Российской Федерации существует классификация нарушений безопасности движения. Законодатели выделили несколько основных групп ПДД: административные, гражданские, уголовные. На основании тяжести проступка, гражданина наказывают разными методами – от материального взыскания, до лишения прав, ограничения или лишения свободы.
На заметку! ДТП – это событие с участием как минимум одного транспортного средства, которое привело к порче имущества или нанесло вред здоровью людей. Данное определение содержится во 2 статье Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ. Совершенное нарушение всегда влечет за собой наказание.
Возникают аварии как по объективным (не зависящим от водителя) причинам, так и по субъективным. Эксперты отмечают, что часто к авариям приводит большое число одновременно возникающих факторов. Около 80-90% случаев ДТП связаны с человеческим фактором. Например, состоянием алкогольного опьянения, несоблюдением режима труда и отдыха, невнимательностью.
Скрытыми считаются дорожно-транспортные происшествия, которые не были обнаружены инспекторами ГИБДД. В большинстве случае ДТП возникают по субъективным причинам. Например, несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора. Ответственность наступает и за сокрытие водителя с места аварии.
Правонарушения в сфере безопасности дорожного движения разделены на несколько категорий, что позволяет формировать единую статистику. Здесь отображается информация о причинах ДТП, их последствиях и мерах профилактики. Например, проведении лекций, использование СДО, предоставление ответов на часто задаваемые вопросы.
Авария |
Процент |
---|---|
Стычка автомобилей |
40% |
Наезд или стычка с пешеходом |
30% |
Опрокидывание машины |
11% |
Наезд на препятствие |
8% |
Выпадение пассажира |
4% |
Стычка с велосипедистом |
4% |
Другое |
3% |
При этом около 20% дорожно-транспортных происшествий возникает вследствие неудовлетворительного состояния дорог. Эти сведения постоянно меняются и зависят от времени года, региона, а также других факторов.
Как отмечалось ранее, ДТП делятся на объективные и субъективные. К первым относятся условия, которые не зависят от водителя или других участников дорожного движения. Например, метеорологические условия, техническое состояние дорог, др. Так, езда летом будет значительно отличаться от движения зимой. Неблагоприятная погода существенно затрудняет вождение транспортного средства и часто провоцирует аварии.
К субъективным причинам относят нарушения ПДД, техническую неисправность машины, алкогольное или наркотическое опьянение, невнимательность. Помимо этого, дорожно-транспортные происшествия делятся на аварийные ситуации и опасные. В таком случае учитывается роль водителя и его возможность предотвратить аварию.
Скрытие с места ДТП – это умышленное оставление водителем в нарушении ПДД места аварии, участником или виновником которой он стал. Такое деяние относится к категории правонарушений и карается по закону. В соответствии с действующими регламентами покинуть место дорожно-транспортного происшествия можно только в 3 случаях:
Требования по учету ДТП касаются всех участников, поэтому, если водитель скрылся с места, за оставление могут наказать как виновника, так и пострадавшего. Оставлением считается отъезд без веских оснований.
На заметку! Скрытием с места дорожно-транспортного происшествия считается случай, когда водитель после заправки забыл вынуть пистолет из горловины и вырвал его из колонки, уехав с АЗС.
Чаще всего за нарушение ПДД водители несут административную ответственность. Если при этом гражданин скрыл незаконное деяние или скрылся с места аварии, его могут лишить прав. При наличии отягощающих обстоятельств в силу вступает уголовный кодекс. В таком случае водитель может получить ограничение или лишение свободы.
Ответственность не наступает только если участник ДД совершал маневр, чтобы предотвратить дорожно-транспортное происшествие и мог это доказать в УИС.
Учет скрытых случаев нарушения безопасности движения ведется инспекторами ГИБДД. Тем не мнее иногда сотрудники используют материалы с камер, фотографии или информацию от свидетелей. Например, когда водитель скрылся с места аварии. Впоследствии все материалы приобщаются к делу и рассматриваются в судебном порядке.
В зависимости от правонарушения, его тяжести и последствий, водителю вменяется соответствующее наказание. Оно может быть:
Главные нормативно-правовые акты, регламентирующие нарушения ПДД – это КоАП РФ, УК, ГК и ТК. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.
Административные наказания регламентируются 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Заключаются они в назначении штрафа или лишении прав на определенный период времени. Если действия водителя нанесли незначительный вред здоровью человека или его имуществу, санкции составят 2500-5000 рублей. Причинение среднего вреда влечет за собой штраф в размере 10000-25000 рублей. При этом гражданина могут ограничить в езде на 1-2 года.
Вождение автомобиля в состоянии алкогольного или наркотического опьянение карается штрафом, лишением прав или административным арестом. Оплатить штраф можно в любом банке, например, НБД.
Статья 264 УК РФ устанавливает несколько обстоятельств, при возникновении которых водителя привлекают к уголовной ответственности. В частности, если аварий принесла тяжкий вред здоровью или имуществу человека, есть летальный исход (смерть 1 и более человек). В таком случае к правонарушителю применяют высшую меру наказания – лишение свободы.
Правовая база Российской Федерации обязывает юридических лиц и ИП организовывать свою деятельность в соответствии с действующими требованиями. Так, предприятия, которые эксплуатирует транспортные средства или выполняют коммерческие перевозки, должны вести журнал учета нарушений ПДД. Данный документ является обязательным, поэтому его отсутствие повлечет за собой наказание.
Данный документ представляет собой индивидуальный журнал ТС. Он позволяет анализировать причины аварий, а также разрабатывать профилактические меры по их предотвращению. Закрепляется он за любым коммерческим транспортом: грузовиком, автобусом, др.
Ведет журнал учета дорожно-транспортных происшествий специалист по БДД. Занимать данную должность может только сотрудник, который прошел профильное обучение и успешно сдал аттестацию в УГАДН. В крупных компаниях должен присутствовать отдел по улучшению безопасности на дорогах.
Каждый месяц документ должен сверяться с территориальным подразделением автоинспекции. Это позволяет обновлять информацию формировать корректную статистику. Заполняться журнал может как в бумажном, так и автоматизированном формате.
Документ оформляется в соответствии с действующим порядком. В журнале заполняются следующие разделы:
Впоследствии все сведения передаются в ГИБДД.
В законодательстве установлен порядок информирования о нарушения БД. Он распространяется на всех участников дорожного движения. Свидетели должны в обязательном порядке передать сведения о правонарушении в территориальные органы ГИБДД. В противном случае он также понесет ответственность.
Самостоятельное информирование о нарушениях безопасности дорожного движения осуществляется, если водитель скрылся с места аварии, были нарушены требования к парковке автомобиля, др. При этом проступок не был зафиксирован на камеры или сотрудниками автоинспекции.
Порядок информирования о нарушениях безопасности движения:
Сотрудники службы рекомендуют предварительно зафиксировать факт нарушения.
В Российской Федерации существуют и так называемые «скрытые патрули». Под данным термином подразумевают гражданский автомобиль без опознавательных знаков, по которым участники дорожного движения могут распознать в нем машину органов ГИБДД.
Деятельность скрытого патруля регламентирована пунктом 12.2 «Наставления по дорожно-патрульной службе». При этом выполнение должностных обязанностей таких инспекторов должно вестись на ведомственном авто. Причем на таком транспортном средстве может вовсе отсутствовать специальная цветографическая схема — это разрешено.
Главная задача такой структуры – выявлять грубые и скрытые случаи нарушения ПДД. К ним относятся:
Таким образом, патруль осуществляет скрытый надзор за БДД.
Инспектора сперва записывают допущенное незаконное действие, после чего передают его ближайшему наряду ГИБДД, который впоследствии составляет протокол. Состоят они из 2 сотрудников автоинспекции, которые передвигаются на обычном автомобиле без синих номеров и мигалок. Должностные лица могут быть нести службу как в форме, так и в гражданской одежде.
Скрытый патруль не имеет права фиксировать мелкие правонарушения (например, непристегнутый ремень безопасности или использование мобильного телефона).
На заметку! Скрытый патруль должен соблюдать Правила дорожного движения.
Если скрытый патруль выявил правонарушение, он передаст фото или видео материалы ближайшей бригаде ГИБДД. Впоследствии они остановят водителя, составят протокол и определят вид наказания.
Отдельные регламенты РФ касаются классификации нарушений безопасности на железнодорожном транспорте. Сотрудники ОАО РЖД подпадают под юрисдикцию специальных положений административно-правовых актов.
Крушение – это столкновение поездов, которые перевозят пассажиров или грузы, с другими поездами или подвижным составом. Также сюда относят:
Дополнительно рассматриваются нарушения, вследствие которых погибли или получили серьезные травмы другие участники дорожного движения.
Под аварией принято подразумевать стычку пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом. Также данной категорией считается стычка или сход подвижного состава при выполнении маневра, экипировке и других перемещениях, в результате которых был нанесен физический ущерб частникам ДД (или были летальные исходы), а также вышли из строя вагоны.
Особые случаи брака:
К разряду особых случаев брака относятся столкновения подвижного состава с автомобилями другой самоходной машиной, допущенные вследствие некомпетентных действий сотрудников железной дороги.
Случаи брака в работе:
Случаи брака включают и сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях.
Под затруднением в работе подразумевают ситуации, когда нарушения БД не классифицируются со случаями брака в работе, особыми случаями брака, авариями, крушениями. При этом они повлекли за собой остановку подвижного состава.
К данной категории относят ситуации нарушения безопасности движения, которые возникли из-за сторонних причин. Например, вследствие плохих метеорологических условий или посторонних объектов на железнодорожных путях.
БДД – это среда, в которой отсутствуют дорожно-транспортные происшествия, а также другие внештатные ситуации. Техническое расследование причин аварии часто затягивается, что влечет за собой дополнительные материальные издержки.
В таком случае многие люди предпочитают «договориться на месте», а не вызывать инспектора ГИБДД. Чтобы действовать в соответствии с законодательной базой, нужно понимать, является ли сокрытие ДТП правонарушением и всегда ли нужно дожидаться прибытия автоинспекции.