В законодательстве о безопасности дорожного движения установлен приоритет жизни и здоровья человека перед коммерческой выгодой предприятия. Контролирует соблюдение законодательства Ространснадзор и его территориальные подразделения (УГАДН). Органы власти регионов и муниципальных образования координируют деятельность по БДД различных ведомств на территории.
Законом и другими нормативными документами предусмотрено проведение мероприятий, направленных на снижение аварийности. Это предрейсовый и послерейсовый осмотр ТС, обучение детей ПДД в школе и ДОУ, инструктажи по правилам техники безопасности на дороге.
В транспортных компаниях за БДД отвечает специальный сотрудник. В школах – это учителя и родители. Ребенок должен видеть пример взрослого, демонстрирующий соблюдение ПДД. Активную роль в БДД играют сотрудники ГИБДД. Они регулируют дорожное движение, ведут и анализируют статистику.
Основной нормативный акт – закон о БДД. В нем зафиксированы:
Для исполнения закона издаются Постановления Правительства РФ, приказы Минтранса РФ. Они обязательны для исполнения.
Важный документ – ПДД. В них содержатся правила поведения на дороге водителей и пешеходов. Эти правила рекомендуется знать наизусть, чтобы избежать попадания в аварийную ситуацию и получения травмы. Ответственность за нарушение ПДД и законодательства о БДД серьезная (штрафы могут достигать 30 тыс. руб.).
Техника безопасности на дороге важная для всех участников ДД:
Каждый участник ДД должен соблюдать свои правила, уважительно относиться к другим участникам ДД. При таком взаимодействии ДТП с травмами и летальным исходом будет меньше.
Важно! У контролирующих и регулирующих органов особые полномочия по БДД. ГИБДД в случае ДТП расследует происшествие, наказывает виновных. УГАДН контролирует работу транспортных компаний, проверяет соблюдение порядка техосмотра ТС, медицинского освидетельствования водителей и т.д.
Соблюдению ПДД учат водителей и пешеходов. Для первых предусмотрено ежегодное повышение квалификации, вторых обучают правилам поведения на дороге в детском саду и школе.
Требование постоянного обучения закреплено в законе о БДД. Это одна из основных мер по профилактике и снижению травматизма в ДТП. Это связано с его социально-экономическим и демографическим значением в развитии страны. ДТП с травмами или летальным исходом – это дополнительные затраты для государства, поэтому выгоднее предотвратить происшествие, чем его расследовать и финансировать лечение граждан.
Смертность в результате ДТП – демографическая проблема. Если погиб взрослый, уменьшается количество трудоспособного населения, увеличивается трудовая нагрузка на других.
Транспортные компании обязаны создавать условия для ежегодного бесплатного повышения квалификации своих сотрудников. Обучение может производиться на предприятии, если в организации достаточно аттестованных по БДД сотрудников. Может быть привлечена сторонняя образовательная организация.
Обучение водителей включает в себя:
Несовершеннолетних студентов, школьников, детей, посещающих ДОУ, обучают непосредственно в учебном заведении. Для них используются интерактивные образовательные методики. На территории школы, детского сада наносится дорожная разметка, расставляются автомобили, и учителя совместно с родителями и инспекторами ГИБДД моделируют различные дорожные ситуации.
Роль родителей при обучении ПДД детей очень важна. Ребенок должен видеть пример поведения взрослого на дороге. Поэтому взрослым рекомендуется присутствовать на занятиях по ПДД, актуализировать свои знания.
Задача профилактических мероприятий – предупреждение ДТП. Они бывают системными или пропагандистскими (агитационными). К первым относится:
К профилактическим пропагандистским и агитационным мерам относятся:
Для снижения смертности на дорогах разработана и утверждена ФЦП «Повышение БДД». Перед ее утверждение и внедрением выявлены основные причины ДТП, разработаны мероприятия по их устранению. ФЦП действовала в период 2013-2020 гг.
В настоящее время реализуется проект «Безопасные качественный автодороги». В его рамках развивается и повышается качество дорожной сети, проводятся мероприятия по формированию культуры соблюдения ПДД, ведется работы по увеличению эффективности контролирующих органов. Происходит переход от наказания нарушителей ПДД к профилактике нарушений.
За соблюдение законодательства о БДД отвечает Минтранс РФ. Его контролирующее подразделение Ространснадзор. На территориях федеральных округов, субъектов федерации контролирует соблюдение законодательства учреждения Ространснадзора – УГАДН. В их полномочия входит выдача лицензий, осуществление весо-габаритного контроля, контроль порядка перевозки опасных грузов и т.д.
ГИБДД регулирует движения на дорогах, объективно расследует ДТП, устанавливает виновных, ведет агитационную и пропагандистскую работу в школах.
Координирует работу всех структур, отвечающих за БДД региональная и муниципальная администрация.
Участники ДД обязаны соблюдать общие правила и обязанности. Есть особенности поведения для водителей, пешеходов, в зависимости от времени года и т.д. У пассажиров разных видов ТС и общественного транспорта есть свои правила поведения и техники безопасности. Если у водителей есть инструкция по поведению в аварийной ситуации, то для пассажиров аналогичная памятка висит в салоне ТС. Для собственной безопасности, рекомендуется знать ее наизусть.
Водитель, пассажир, пешеход, другие участники ДД обязаны:
Участникам ДД запрещено:
К водителю предъявляется больше всего требований. Он управляет средством повышенной опасности, поэтому должен быть предельно внимателен и сконцентрирован. Основные обязанности:
Основное правило для пешехода – движение по тротуарам или пешеходным дорожкам. Максимальная опасность – при пересечении проезжей части и при движении в зимнее время в условиях гололеда.
Зимой пешеход обязан:
Пешеход обязан:
Важно! Запрещено выбегать на дорогу или входить на нее из-за препятствия. Водитель может не заметить пешехода, что приведет к ДТП.
Пассажир обязан ожидать общественный транспорт только на специальных площадках. Посадка и высадка допускается только при полной остановке ТС.
В такой ситуации пассажир обязан в первую очередь сообщить о пожаре водителю. При необходимости использовать аварийные выходы. Покидать ТС рекомендуется максимально быстро, поскольку в салоне много пластиковых деталей, выделяющих при горении ядовитые газы.
Важно! Ответственный за эвакуацию пассажиров – водитель. Следует выполнять его указания. Рекомендуется избегать касания металлических деталей в трамвае или троллейбусе. Они могут быть под напряжением.
В подземном транспорте действуют свои правила:
Запрещается самостоятельно спускаться к рельсам. Он под напряжением. При падении вещи на полотно следует обратиться к дежурному по станции.
Пассажиры поездов:
При пожаре следует немедленно сообщить об этом проводнику. В случае распространения огня, поезд необходимо остановить с помощь стоп-крана и покинуть вагон через аварийные выходы. При опрокидывании вагона необходимо держаться за неподвижные части вагона или упираться в стену.
Водители таких ТС обязаны:
Запрещается двигаться, не держась за руль, перевозить пассажиров или груз, выступающий более, чем на 0,5 м за габариты велосипеда или мопеда.
Основное требования безопасного движения по дороге – соблюдение ПДД. Максимальные требования предусмотрены для водителей. Пассажиры и пешеходы обязаны соблюдать правила техники безопасности в зависимости от вида общественного транспорта и дорожной ситуации.