Инженер по организации дорожного движения – это сотрудник, который следит за соблюдением БДД. В частности, он организует медицинские и технические осмотры, разрабатывает внутреннюю документацию, др. Некоторые компании могут предъявлять повышенные требования к специалисту в сегменте безопасного движения на дорогах общего или специального назначения.
Чтобы контролировать соблюдение действующих стандартов, был разработан ряд нормативно-правовых актов. Существующие документы попадают под юрисдикцию нескольких подразделений: МВД, Росавтотранс, Минтрансом, Росстандартом, Минздрава и Минобрнауки. Должность инженера по БДД достаточно ответственная и сложная. Претендовать на нее могут только соискатели, имеющие техническую специальность или оконченные курсы. Помимо этого, сотрудник должен быть психологически устойчивым, внимательным к деталям, коммуникабельным. В противном случае он не сможет корректно выполнять свои служебные обязанности.
На заметку! Организация и безопасность движения – это совокупность мероприятий, направленных на снижение количества ДТП, их тяжесть и последствия.
Должность сотрудника по обеспечению безопасного дорожного движения контролируется несколькими нормативно-правовыми актами. Последний раз действующая законодательная база была изменена в 2021 году.
Документы: Приказ Минтранса РФ от 20.03.2017 №106, Приказ Минтранса РФ № 282 от 31.07.2020, Приказ Минтранса РФ от 31.07. 2020 г. № 282. Требования к квалификации, стажу, навыкам и умениям указаны во внутренних должностных инструкциях, а также профстандарте.
Данные документы разрабатываются в целях исполнения требований пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Применяется он во всех организациях, которые эксплуатируют транспортные средства и имеют штатного инженера по БДД.
Сотрудника по обеспечению безопасного дорожного движения должны ИП и юридические лица, которые:
Если в штате организации числится несколько водителей, руководству достаточно назначить одного инженера. При этом он имеет право совмещать данную должность с другой профессией, например, механика. Главное, чтобы это не мешало разрабатывать меры, способные предотвратить возникновение аварий.
На заметку! Если автопарк организации состоит из более десятка автомобилей, необходимо сформировать специальный транспортный отдел. В таком случае на предприятии должно работать несколько сотрудников по БДД.
Инженер по обеспечению безопасности дорожного движения занимается предотвращением аварий, а также расследованием их причин. Большая часть дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителя. Например, вследствие алкогольного опьянения или недостаточной квалификации. Чтобы пресечь данные причины, на предприятии должен работать специалист по безопасной эксплуатации транспортных средств.
Служебные обязанности:
Данный список может меняться в зависимости от конкретной компании. Иногда ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии занимается организацией охраны труда.
Профессия организация и безопасность движения относится к руководящим, поэтому возлагает на человека определенную материальную, а также другую ответственность. В подчинении у такого сотрудника находятся механики, операторы, штатные водители. Особенность работы инженера по БДД заключается в том, что он должен обладать обширными знаниями и умениями.
Работа сотрудника в области безопасности дорожного движения сопряжена с повышенной опасностью. Из-за этого к нему предъявляются более жесткие требования (как к знаниям, так и к умениям). Он должен знать ПДД, действующие нормативные и законодательные акты. Также инженеру нужно уметь пользоваться компьютерными программами, оформлять внутреннюю документацию, организовывать технические и медицинские осмотры.
На заметку! При необходимости работник должен выезжать на место ДТП и анализировать причины его возникновения. В результате этого формируется предложения по снижению негативной динамики.
Инженер должен эффективно управлять штатом водителей, операторов и механиков. Он отвечает за процессы, которые происходят в транспортном отделе. При этом сотрудник имеет право на социальные гарантии, которые прописаны в ТК РФ. Помимо этого, он может повышать собственную квалификацию, накладывать запрет на выпуск транспортного средства на линию, др.
Знания, которые нужны инженеру, подробно описаны в пункте 15.2 Приказе Минтранса №282. Получить данную должность может механик, начальник транспортного отдела, диспетчер и т.д.
Необходимые знания:
Также кандидат должен иметь соответствующий стаж. Впоследствии он будет предупреждать возникновение аварий, проводить инструктажи, подготавливать других работников.
Занимать должность инженера по обеспечению БДД может не каждый соискатель. Назначенный сотрудник должен соответствовать положениям, указанным в Федеральном законе №196-ФЗ от 10.12.1995 и служебных инструкциях. Здесь отображены сведения относительно опыта работы инженера, его образования и знаний.
Требования в соответствии с |
|||
Номер |
Код |
Уровень образования |
Аттестация |
1 |
23.02.03 |
Диплом по специальности |
Да |
2 |
23.00.00 |
Диплом по специальности |
Да |
3 |
23.00.00 |
Диплом не из группы «Техника и технологии наземного транспорта». Требуется переподготовка |
Да |
Если во время работы руководитель увидит, что работник некомпетентен, он будет отстранен. При выявлении отягощающих обстоятельств, инженера могут уволить или привлечь к ответственности.
К личным качествам инженера по БДД предъявляют повышенные требования. Это связано с тем, что в его должностные обязанности входит разработка мер по предотвращению дорожно-транспортных происшествий, документальное сопровождение перевозок, др.
Такая работа часто сопряжена с коммуникацией. В связи с этим сотрудник должен быть открытым, общительным и неконфликтным. В противном случае он не сможет реализовывать свои обязанности.
Организация безопасности дорожного движения специальность и нужные личные качества:
В некоторых ситуациях от инженера требуется проявление жесткости.
Сотрудник по БДД выполняет разносторонние задачи, главная цель которых – обеспечить безопасность дорожного движения. Его работа непосредственно влияет на репутацию компании, материальные издержки, др. Любой сбой в документах, техническом или медицинском обслуживании, может привести к возникновению аварии. Из-за этого инженеров подбирают с особым вниманием.
За неисполнение своих должностных обязанностей любой работник несет ответственность. Основания:
Вследствие допущенного проступка сотруднику могут назначить дисциплинарное или иное взыскание. Если из-за работы оператора пострадало физическое или психическое здоровье людей, дело будет рассматриваться в соответствии с уголовным кодексом.
Организация дорожного движения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы:
У инженера по БДД всегда существует нормированный график и фиксированный оклад.
Среди минусов выделяют:
Специалисты по организации безопасности дорожного движения должны постоянно улучшать квалификацию, разбираться в законодательной базе и грамотно апеллировать действующими нормативно-правовыми актами.
Уровень дохода инженера по БДД формируется на основании его образования, опыта, личных и должностных качеств. Помимо этого, на оклад влияет регион проживания. В Москве или Санкт-Петербурге сотрудники получают больше, чем в других городах. Средняя заработная плата составляет 50 000 рублей.
На заметку! В международных компаниях оператору готовы платить более 70 000рублей.
Часто к окладу предлагают премии по итогам работы. В связи с этим финальный размер зарплаты несколько меняется в большую сторону. Если при выполнении своих служебных обязанностей работник грубит, игнорирует требования руководства или нарушает действующий порядок, ему выпишут штрафные санкции, что отрицательно повлияет на уровень вознаграждения.
Инженер, ответственный за безопасную эксплуатацию транспортных средств – это руководящая позиция. На такой пост берут соискателей, имеющих определенный стаж, навыки, умения. Из-за этого какой-либо перспективы продвижения вверх здесь нет. Тем не менее при желании сотрудник может развиваться в смежной отрасли.
На заметку! Если инженер хорошо себя проявит во время исполнения служебных обязанностей, ему могут повысить жалование.
Инженер по БДД может совмещать данную профессию с другой деятельностью. Чаще всего он одновременно является действующим механиком, руководителем транспортного отдела, диспетчером, др. Благодаря этому происходит управление штатом, а также другими аспектами работы.
В ЕТКС установлены требования к уровню сотрудника, отвечающего за эксплуатацию транспортных средств. Ему нужно среднее или высшее техническое образование. Подготовка будущих специалистов выполняется в любом регионе России. Государственные и частные учреждения предлагают несколько направлений. В зависимости от занятости абитуриент может выбрать очную, вечернюю или дистанционную форму обучения.
Все программы составлены с учетом действующих нормативно-правовых актов, их положений, а также требований. Полученных знаний будет достаточно для сдачи аттестации. Благодаря разработанным курсам можно получить востребованную профессию.
Знания, которыми должен обладать инженер по БДД указаны в Приказе Минтранса №282. На основании данного распоряжения составляются программы обучения, а также выделяется нужно количество академических часов. В интернете можно найти разнообразные курсы, каждый из которых включает собственный перечень изучаемых дисциплин.
При выборе учреждения важно обратить внимание на наличие у него Лицензии Министерства Образования. В процессе подготовки студенты узнают о правилах перевозки грузов или пассажиров, изучат процессы логистики, ПДД, компьютерные программы, др.
На заметку! Программы учебных центров рассчитаны на студентов и выпускников университетов или средне-специальных учебных заведений. Например, колледжа.
Разработанные курсы расширят компетенцию инженеров. Некоторые учебные центры оказывают дополнительные услуги, например подаю заявку на коллективную аттестацию обучающихся.
Абитуриенты могут выбрать очную, заочную или дистанционную форму обучения. В зависимости от этого устанавливается количество академических часов, а также стоимость обучения. Как правило, очная форма подразумевает более быстрое обучение.
Название |
Количество академических часов |
---|---|
Спецсигналы |
36 |
Профессиональная переподготовка для работника БДД |
48 |
Ответственный за безопасность дорожного движения в компании и за ее пределами |
257 |
Контролер транспортных средств |
270 |
Диспетчер |
260 |
Ежегодные занятия с шоферами |
20 |
Данного времени хватает, чтобы усвоить нужный объем знаний. По результатам подготовки абитуриентам вручаются дипломы установленного образца. Сведений о документах вносятся в Федеральный реестр. Действует он бессрочно. В приложении указываются дисциплины и оценки, полученные по ним.
Организация дорожного движения – это сложный механизм. Он состоит из проектирования, развития и управления транспортными системами. В связи с этим студенты изучают разные темы по обеспечению БДД:
К учебному процессу часто привлекают действующих инженеров для проведения лекций, семинаров, мастер-классов. Во время обучения используется современная материально-техническая база.
Цена обучения зависит от конкретного учебного центра. Руководители заведения вправе самостоятельно устанавливать расценки. Прайсы на подготовку опубликованы на официальных сайтах.
Курс |
Стоимость обучения в 2022 году |
---|---|
Сотрудник, ответственный за обеспечение БДД |
18 000 рублей |
Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта |
15 000 рублей |
Контролер |
15 000 рублей |
Повышение квалификации |
10 000 рублей |
В некоторых центрах при подаче коллективной заявки предоставляются скидки.
Подготовка сотрудников по БДД осуществляется и в государственных ВУЗах. Университеты, в которых присутствует направление «Техника и технологии наземного транспорта»:
Время бучение в институтах занимает от 3 лет. Поступить в ВУЗ можно после сдачи экзаменов. Цену обучения можно посмотреть на официальных сайтах. Ежегодно руководство университетов пересматривает установленные цены и обновляет их в соответствии с новыми положениями, внедренными дисциплинами, а также другими факторами.
В институтах предусмотрены бюджетные места, обучение на которых предоставляется на бесплатно. После обучения абитуриенты должны сдать экзамены по дисциплинам (или получить зачет) и написать ВКР – выпускную работу.
Инженеры по БДД должны проходить аттестацию. Организует ее комиссия. В нее входят представители, а также руководители подразделений Ространснадзора, ГАИ и Росавтотранса. Порядок проведения экзамена регламентирован нормативно-правовыми актами.
Прежде всего обучающиеся должны предоставить на проверку документы:
На заметку! Опоздание приравнивается к неявке.
Далее присутствующим вручается уведомление о регистрации, а также собираются личные подписи. Когда организационные моменты буду решены, экзаменуемых приглашают в кабинет. Каждый человек должен вытянуть билет. На подготовку отводится 30 минут. В конце комиссия проверит ответы и вынесет решение о сдаче аттестации.
Правила:
Во время аттестации нельзя шуметь, списывать или отвлекать других присутствующих. Результаты экзамена вносятся в протокол заседания и хранятся в едином реестре еще на протяжении 5 лет. После завершения данного срока инженеры должны заново подтвердить свою квалификацию.
БДД – это совокупность действий, направленных на сокращение количества аварий. В соответствии с действующими актами, юридические лица и ИП должны разрабатывать механизмы регулирования безопасности дорожного движения. Для этого необходимо оформлять внутреннюю документацию, проводить технические и медицинские осмотры, др. Нарушение данных требований влечет за собой штрафные санкции, а также другие наказания.