Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Охрана труда РЖД для проводников какие должны быть инструктажи

Общие сведения

Под охраной труда подразумевают многоуровневую систему мероприятий, которая направлена на создание безопасных рабочих мест и минимизацию несчастных случаев. Главным регламентирующим документом в данной области является Трудовой Кодекс. В 2021-2022 годах правовые основы СУОТ были существенно пересмотрены, что отразилось и на порядке ведения внутренней документации, в том числе инструкций. Для исключения новых случаев травматизма и профзаболеваний, работодателям необходимо своевременно организовать обучение, инструктажи и проверку знанию (экзамен или тест).

Перед проведением инструктажей, а также оформлением инструкций по охране труда работодателю необходимо выполнить спецоценку условий труда и профессиональных рисков. Помимо этого, требуется проанализировать функции работников в зависимости от занимаемой должности и выполняемых обязанностей. Всего на предприятии должно присутствовать 3 вида ИОТ.

Тип инструкции

Описание

По должностям и профессиям

Разрабатываются для каждого сотрудника или группы лиц

По видам деятельности

Рассматривают определенные виды работ

По эксплуатации устройств, инструментов, приспособлений

Инструкции по правильному использованию чайников, оргтехники и других устройств

Инструкции должна составляться для каждого работника организации, в том числе для проводников. Администратор вагона обеспечивает комфортное путешествие пассажира. Поимо этого, они отвечают за исправность оборудования. Такая работа подходит коммуникабельным, физически выносливым и любознательным людям.

Проводник пассажирского вагона соединяет в себе сразу несколько специальностей, поскольку проверяет личность пассажиров, указывает им нужные места, выдает постельное белье, заносит данные в бланк строгой отчетности, прочее. Практически в каждой поездке такой работник сталкивается с рядом проблем, например, с курением в тамбуре или отсутствие нужных документов. Именно поэтому к личным и профессиональным качествам проводника предъявляют повышенные требования.

На заметку! Проводник РЖД отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому должен знать, каким образом себя вести в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с действующим профстандартом, должность проводника делится на несколько разрядом, с повышением которого увеличивается и ответственность работника. Как правило, проводники имеют 2-5 разряд. В процессе работы они должны строго соблюдать требования инструкций, законодательных актов и внутренних регламентов.


 

Допуск к работе

Претендовать на должность проводника могут граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и профессиональным качествам. Помимо этого, работникам необходимо ежегодно проходить проверку по электробезопасности. Обязательные качества для проводника железной дороги:

  • внимательность;
  • коммуникабельность
  • аккуратность;
  • исполнительность;
  • физическая подготовка;
  • выносливость;
  • умение решать конфликты.

На работу проводником не могут быть приняты лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособным. Перед допуском к самостоятельной деятельности для администратора вагона организуется стажировка, сроки которой определяет руководитель.

Образование

Для работы проводником человеку необязательно получать высшее образование, достаточно окончить курсы или среднее специальное учебное заведение. Как правило, продолжительность курсов составляет 1,5-2 месяца. Проводятся занятия каждый день и включают в себя как теоретическую, так и практическую часть. Когда обучение будет завершено, проводнику необходимо сдать экзамен и подтвердить собственную квалификацию.

Дополнительно на рабочем месте для проводников организуют инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, программы которых разрабатываются руководителями предприятия или должностными лицами. В ходе обучения работники получают сведения о безопасных приемах и методах выполнения работ, учатся использовать первичные средства пожаротушения и проводить экстренную эвакуацию людей, прочее.
 

Медицинское обследование

Согласно требованиям законодательным актам, работники должны ежегодно проходить медицинское обследование в установленном порядке. Осмотр состоит из посещения следующих врачей: дерматолог, лор, стоматолог и инфекционист. В унифицированную структуру медобследования входит сдача анализа крови и флюорография. В некоторых случаях дополнительно требуется заключение от нарколога и психиатра.

Необходимость проведения медосмотра закреплена в Федеральном законе №196-ФЗ от 10.12.1995 года. По результатам освидетельствования работнику выдается на руки заключение в 2 экземплярах. Если в ходе обследования врач обнаружат нарушения со стороны здоровья, человеку будут назначены дополнительные анализы. Медосмотр осуществляется для защиты граждан от опасных инфекционных и иных заболеваний.
 

Условия работы

Согласно Трудовому Кодексу РФ, работодатели должны создать для проводников железной дороги безопасные условия работы. Администраторы вагонов должны быть обеспечены специальной одеждой и обувью: хлопчатобумажный халат, рукавицы, полуплащ из прорезиненной ткани. Зимой дополнительно выдается куртка на утепляющей прокладке, валенки и галоши.

На заметку! Оснащение техникой зависит от выполняемых должностных обязанностей.

Во время поездки проводник должен следить за чистотой рабочего места и исправностью оборудования. Условия работы указываются в трудовом договоре. Если они были изменены, документ корректируется и повторно вводится в действие. О неисправностях на рабочем месте доносится руководителю.
 

Опасности работы

Работа проводника сопряжена с рядом опасностей, которые при продолжительном воздействии могут привести к ухудшению здоровья. Поскольку ежедневно администратор вагона коммуницирует с большим количеством людей и решает различные задачи, он может подвергаться повышенным психологическим нагрузкам.

Другие опасные и вредные факторы, воздействующие на проводника:

  • движущийся железнодорожный состав;
  • напряжение электрической цепи;
  • запыленность воздуха;
  • повышенная или пониженная температура;
  • шум и вибрации.

Помимо этого, на проводника могут воздействовать и биологические опасные, а также вредные факторы, например, патогенные микроорганизмы. Администраторам вагона необходимо придерживаться режима труда и отдыха, поскольку физическое или психологическое переутомление работника может стать причиной несчастного случая.
 

Наказание при несоблюдении требований ОТ

В правовых основах РФ указан четкий перечень лиц, которые могут понести наказание за несоблюдение требований охраны труда. Основной массив требования относительно организации СУОТ возлагается на руководителя организации. Часть ответственности несут должностные лица, а также каждый работник железной дороги. В случае нарушений им может грозить дисциплинарное, административное или уголовное наказание.

К первым относится выговор с занесением в трудовую книжку, отстранение от должности, понижение и увольнение. В 2023 году штраф за несоблюдение законодательства в области охраны труда составит:

  1. Руководители – 15-25 тысяч рублей;
  2. Должностные лица, работники – 15-25 тысяч рублей;
  3. Предприятия – 110-130 тысяч рублей.

В некоторых ситуациях, например, при несчастных случаях со смертельным исходом, дело рассматривается в рамках УК РФ.
 

ИОТ

Инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона представляет собой локальный акт, который содержит требования для профессий и отдельных видов работ. Дополнительно документ устанавливает зону ответственности и регламентирует другие аспекты работы. В равной степени ИОТ позволяет работодателю упорядочить производственные процессы, а также контролировать деятельность подчиненных.

На заметку! Список инструкций, которые должны присутствовать в организации, определяет работодатель в соответствии со спецификой деятельности.

С 1 января 2023 года в России вступил в законную силу приказ Минтруда. Документ определил правила оформления ИОТ, их утверждения и хранения. Согласно постановлению, в инструкции проводника обязательно указывается алгоритм действий по оказанию первой медицинской помощи. При этом работодатель вправе определять в локальном акте дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативам.
 

Разработка

Инструкции по охране труда должны разрабатываться начальниками структурных подразделений и согласовываться с профсоюзами, кадровой и правовой службой. Методическую помощь могут оказывать и другие работники  организации, в том числе специалист по охране труда. Составлять положения документа можно и коллегиально. При разработке ИОТ нужно учитывать штатное расписание, список эксплуатируемого оборудования, технологические процессы, прочее.

В законодательстве РФ отсутствует унифицированная форма инструкции, поэтому оформляться она может в произвольном виде. Тем не менее в нормативно-правовых актах указаны разделы, которые должны присутствовать в документе. В случае необходимости рекомендованная структура может дополняться. Скачать типовой документ можно из сети. При этом его необходимо адаптировать под особенности организации.
 

Утверждение и ознакомление

Утверждать инструкцию по охране труда вправе руководитель организации. Для этого на бланке проставляется гриф со словом «Утверждаю» без кавычек, ставятся подписи и иные отметки. Лица, которые ознакомились с документом, должны расписаться на отдельном листе. При этом рядом необходимо указать ФИО и дату прочтения инструкции. Если ИОТ была пересмотрена или скорректирована, с работниками проводятся внеплановые инструктажи. В таком случае документ повторно вводят в действие по стандартному алгоритму.

На заметку! Утвердить ИОТ можно с помощью отдельного приказа о вводе.

 

Срок действия и пересмотр

Инструкция по охране труда для проводников железнодорожного транспорта действует 5 лет, но при этом не более двух сроков. По истечении данного времени документ проверяют. Если условия остались прежними, его продлевают с помощью соответствующего распоряжения. В некоторых случаях ИОТ может быть досрочно пересмотрена.

Охрана труда проводника пассажирского вагона, основания для пересмотра инструкции:

  1. Изменение нормативной базы РФ.
  2. Предписания со стороны надзорных органов.
  3. Внедрение новых производственных технологий, оборудования.
  4. Улучшение или ухудшение условия труда.
  5. Возникновение травматизма, других несчастных случаев.

Оформляется локальные акты в 2 экземплярах, один из которых хранится в правовой службе, а второй – на рабочем месте пассажира.
 

Содержание ИОТ

В утвержденном Порядке указаны четкие требования к содержанию и наименованию разделов инструкций по охране труда. Согласно правилам, каждому локальному акту должен быть присвоен идентификационный номер и наименование, в котором кратко прописывается профессия или вид работ. Например, «Инструкция по охране труда для проводника пассажирского состава». Текст документа разбивается на разделы, которые для больше удобства могут быть распределены на подразделы.

К обязательным главам ИОТ относят общие сведения, требований перед, во время и после работы, алгоритм действий в случае ЧС. Как отмечалось ранее, стандартная структура документа может быть дополнена. Главное, чтобы внесенные разделы не противоречили государственным нормативам.

Общие требования

Начинается ИОТ с раздела «Общие требования». Здесь необходимо прописать, что притупить к самостоятельной работе в должности проводника пассажирского транспорта могут лица старше 18 лет, прошедшие инструктажи, медицинские обследования, профессиональное обучение и оценку знаний. При этом работник должен пройти стажировку от 2 до 14 дней. Работник РЖД обязан соблюдать внутренний распорядок, требования инструкции, правильно использовать СИЗ и сообщать обо всех неисправностях или опасностях вышестоящему руководителю.

К общим обязанностям проводника относится:

  • идентификация личности пассажиров;
  • раздача белья, питания;
  • оказание помощи пострадавшим;
  • знание мест нахождения первичных средств пожаротушения, маршрутов эвакуации, аварийных выходов;
  • выполнение порученных руководителем работ;
  • содержание рабочего места в чистоте, прочее.

Также проводник должен знать и придерживаться санитарно-эпидемиологических требований. К опасным и вредным факторам, воздействующим на работника, относится электрооборудование, проводка, др. Лица, которые допустили нарушения, привлекаются к ответственности. Контролирует исполнение ИОТ руководитель. Проводник после трудоустройства должен проходить инструктажи.
 

Перед началом работы

После получения наряда на маршрут проводник должен уточнить местонахождение вагона и безопасный путь следования к нему. Перед отправкой в рейс работнику необходимо пройти целевой инструктаж по охране труда, привести в порядок форменную и специальную одежду.
 

Во время работы

В данном разделе закрепляются следующие положения:

  1. Методы, приемы безопасного выполнения должностных обязанностей.
  2. Требования по использованию оборудования, СИЗ, средств, материалов.
  3. Требования охраны труда для работников ведомственной охраны.
  4. Указания по содержанию рабочего места.
  5. Профилактические мероприятия по предотвращению аварий, травматизма, профзаболеваний, несчастных случаев.

Дополнительно в инструкции указываются запреты, которые должен соблюдать проводник пассажирского вагона во время работы.
 

Во время стоянки поезда

Открывать дверь можно только после полной остановки поезда. В момент подъема откидной площадки проводник должен находиться на безопасном расстоянии. Площадка надежно крепится с помощью фиксаторов. Спускаться вниз по подножкам необходимо аккуратно и держась обоими руками за поручни.

На заметку! Открывать и закрывать двери следует плавно, без резких движений.

Сажать или высаживать пассажиров во время движения вагона запрещено. Зимой тамбуры и переходные площадки нужно своевременно очищать.
 

Во время движения поезда

В данном разделе необходимо зафиксировать следующую информацию относительно эксплуатации внутреннего оборудования, водоснабжения, систем отопления, подъемника, бытовой техники, прочего. Во время движения поезда проводник должен следить за чистотой рабочего места. Эвакуационные пути, аварийные выходы и проходы должны быть свободными. Загромождать их запрещено. В конце указываются дополнительные правила и запреты.
 

При производстве внутренней уборки вагона

Перед рейсом работник должен проверить наличие средств для уборки и дезинфекции, а также другой необходимый инвентарь. Неисправные устройства приводятся в надлежащее состояние или заменяются аналогичными. При внутренней уборке вагона можно использовать только разращенные средства. Храниться они должны в емкостях с маркировкой.

Выполнять уборку можно только в спецодежде. По окончании всех мероприятий руки обрабатываются с помощью теплой воды и мыла. При протирке полок или иных конструкций становиться на откидные столики или мокрые спальные места недопустимо. Мыть полы необходимо внимательно, не допуская ранения рук. Ковровые дорожки убираются с помощью пылесоса. Использованное постельное белье фасуется по мешкам с массой не более 10 кг. После дезинсекции вагона его необходимо тщательно проверить.
 

При эксплуатации системы водоснабжения

Перед заполнением системы водоснабжения проводник должен проверить герметичность и исправность оборудования, наличие уплотнительных резиновых колец. При этом кран-смеситель должен быть замкнут. Во время заполнения систем вместе с экипировщиком работник должен следить за тем, чтобы баки не были переполнены. При поездке необходимо следить за количеством воды. Эксплуатировать кипятильник можно только в соответствии с инструкцией.

Использовать можно только исправный кипятильник. Включать устройство без воды или при отсутствии защитного кожуха запрещено. Мыть его можно только после отключения от сети.
 

При эксплуатации системы отопления

Проводник должен следить за состоянием котельного отопления. Двери данного помещения необходимо закрывать под ключ, открывать их можно только в случае надобности. Перед включением нагревательных элементов следует о убедиться в наличии воды. При ее отсутствии использовать котлы запрещено.

Для растопки котла можно использовать бумагу и мелконаколотые дрова. Дверцу оборудования необходимо открывать плавно. В ходе эксплуатации котла требуется следить за нагреванием воды, а также ее уровнем. Подкачка воды выполняется после отключения отопления. Проводнику пассажирского вагона запрещено:

  • хранить около систем отопления горючие материалы, вещества, жидкости;
  • растапливать неисправное устройство;
  • выбрасывать пустые тары на железнодорожные пути;
  • оставлять котел без контроля;
  • тушить топку водой или снегом.

Если котел протекает, его необходимо отключить. Влажная уборка в помещении проводится при отсутствии напряжения. Техническое обслуживание оборудования выполняется в спецодежде. О неисправностях устройства доносится электромеханику.
 

В аварийных ситуациях

Во время поездки могут возникнуть следующие аварийные ситуации: пожар, сход состава, саморасцеп, отключение электроэнергии, прочее. В условиях опасности проводник должен отключить оборудование и сообщить о случившемся вышестоящему руководителю. Работники, которые находятся поблизости, должны немедленно явиться к месту происшествия и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. При этом следует организовать эвакуацию людей. Для пожаротушения можно использовать огнетушители. В случае задымленности окна и двери вагона требуется открыть.

На заметку! Поезд останавливается стоп-краном.

В конце указываются дополнительные правила и запреты для проводника в аварийной ситуации.
 

Действия проводника при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям

В данном разделе указывается алгоритм действий при следующих ситуациях:

  • возгорание;
  • стрельба;
  • срабатывание взрывного устройства;
  • обнаружение бесхозных сумок.

Все требования и инструкции обязательны для исполнения.
 

Действия проводника по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при травмах и заболеваниях

Во время рейса проводник может столкнуться с механическими травмами, поражениями глаз, термическими ожогами, электротравмами, отравлением, переохлаждением и обморожением, инфекциями. Проводник пассажирского вагона должен уметь оказать первую помощь во всех случаях. Для этого с ним проводятся инструктажи, а также специальное обучение. Работники, которые не освоили программу и не прошли оценку знаний, к самостоятельной деятельности не допускаются.
 

По окончании работ

После рейса проводник должен убрать вагоны, очистить топку и котел. Помимо этого, он должен проверить исправность оборудования и отключить его от сети. Зимой переходные площадки, а также ходовые части очищаются от снега и льда с соблюдением требований безопасности. Инвентарь расставляется по местам.

Другие действия:

  1. Сдать дежурство.
  2. Передать спецодежду на стирку.
  3. Вымыть лицо и руки, принять душ.

Обо всех неисправностях, которые возникли в течении смены, проводник должен сделать соответствующую запись в журнал формы ВУ-8 и сообщить вышестоящему руководителю.
 

Заключение

Проводник – это железнодорожный служащий, который сопровождает пассажирский вагон в пути следования и обслуживает пассажира. Чтобы разработать инструкцию для данного работника, за основу необходимо брать государственные нормативы. Помимо этого, важно учитывать условия труда на производстве и другие особенности.

Допуск к самостоятельной работе могут получить того те сотрудники, которые освоили все виды инструктажей и подтвердили собственную квалификацию. Соблюдение техники безопасности в процессе труда позволяет сохранять человеческие жизни и здоровья, а также материальные ценности и имущество. Охрана труда РЖД для проводников должна соблюдаться всеми администраторами вагона.