О необходимости проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров говорится в действующих нормативно-правовых актах. Не стоит путать такие обследования с медицинским освидетельствованием на право управления ТС, так как работодатель не имеет права требовать его прохождения.
Предрейсовый осмотр организуется перед каждым выходом шофера в рейс по путевому листу. Такие обследование должны проходить абсолютно все сотрудники, которые занимают должность водителя в логистической компании.
С 2019 года сфера предрейсовых осмотров не претерпевала никаких изменений. В то время были отменены штампы, проставляемые в путевых листах. Теперь доктору достаточно расписаться в путевом листе.
Задача предрейсового осмотра – не допустить к управлению автотранспортом человека, который не в состоянии заниматься этим по состоянию здоровья. Важно упомянуть о том, что такие обследования проводятся в течение всего времени работы шоферов в компании.
Внимание! Если у водителя стоит сразу несколько рейсов на дню, то он должен посетить медика не один раз.
Особенности предрейсовых осмотров:
Помимо предрейсовых, существуют и послерейсовые осмотры. Вторые являются обязательными лишь для некоторых категорий водителей:
Внимание! Опасные грузы – это материалы и вещества, на транспортировку которых наложены определенные ограничения.
Организацией медосмотров водителей должен заниматься работодатель. Он может выбрать один из нескольких способов:
Ниже мы поговорим о требованиях, которые предъявляются как к организации, так и к кабинету для медосмотров.
Как мы уже упомянули, у медицинской организации, которая занимается проведением предрейсовых осмотров, должна иметься лицензия. Наличие разрешительной документации подтверждает тот факт, что учреждение прошло все проверки, организованные государственными органами.
Чтобы проверить наличие лицензии у больницы, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
Внимание! Узнать о наличии разрешительной документации у медицинского учреждения можно посредством личного посещения отделения Роспотребнадзора.
Если работодатель хочет открыть собственный медпункт на территории предприятия, то ему потребуется выделить подходящее помещение. Важно упомянуть о том, что кабинет должен соответствовать следующим нормам СанПиН:
Также в медпункте в обязательном порядке должно иметься следующее оборудование:
Внимание! Если кабинет не будет оснащен должным образом, то работодателю не выдадут лицензию, позволяющую проводить медосмотр водителей.
Согласно действующим нормативно-правовым актам, проходить предрейсовые осмотры обязаны все сотрудники, которые занимают должность водителя. Тип трудового договора, водительский стаж – не играют никакой роли.
Внимание! Как бы ни был опытен шофер – это ни в коем случае не освобождает его от необходимости прохождения обследования у врача.
Походить предрейсовый осмотр должны все водители. Исключением являются шоферы экстренных служб (скорая помощь, МЧС, полиция и т.д.). Для них обязателен предсменный осмотр. В чем разница? Дело в том, что предсменный осмотр нужно проходить один раз в самом начале рабочего дня.
Внимание! Экстренные вызовы требуют немедленного реагирования, поэтому водитель не может терять ни минуты.
Предрейсовые осмотры важны, так как они позволяют снизить риск возникновения ДТП в связи с ухудшением самочувствия водителя. Если работодатель решит сэкономить на обследованиях или вовсе не будет их проводить, то ответственности не избежать.
Также предрейсовые осмотры необходимы для:
Внимание! Если сотрудник придет на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то его необходимо отстранить от рейса.
Порядок предрейсового осмотра регулируется действующими нормативно-правовыми актами. Медик должен выполнить следующие действия:
Время, которое затрачивается на прохождение предрейсового осмотра, должно быть оплачено сотруднику. Нарушение этого требования приведет к штрафам.
На медосмотры отводится около 15 минут. В некоторых случаях доктору может потребоваться больше времени. Например, если водитель будет заподозрен в употреблении спиртных напитков или запрещенных веществ накануне поездки.
Внимание! Чтобы медик мог осуществить забор крови на анализы для подтверждения факта алкогольного или наркотического опьянения, необходимо получить письменное согласие сотрудника.
Внимание! Если артериальное давление водителя не соответствует норме, то повторные измерения проводятся через 20 минут.
По результатам осмотра медик либо допускает водителя к рейсу, либо отстраняет от него. Второй исход возможен при выявлении у сотрудника:
Наличие хотя бы одного из перечисленных симптомов – это повод отстранить водителя от рейса. Больному или пьяному сотруднику обязательно выписывается направление в медицинское учреждение для прохождения дальнейшего обследования.
Внимание! Если водителя отстраняют от рейса из-за болезни, то работодатель обязан оплатить ему период простоя.
Результаты медосмотра в обязательном порядке отражаются в журнале учета. Данный документ должен быть прошнурован и пронумерован. В нем отражаются следующие сведения:
Законодательство не запрещает вести журнал учета в электронном виде. Однако должна иметься возможность в любой момент распечатать бумажную копию документа.
Внимание! Проверить наличие журнала учета на предприятии могут сотрудники различных контролирующих органов.
Если медик не выявит причин, по которым работника следовало бы отстранить от рейса, то он распишется в путевом листе. С 2019 года в этом документе не проставляется штамп.
Обязательные реквизиты путевого листа:
Путевой лист – это документ, который водитель всегда должен иметь при себе. Проверить его наличие могут сотрудники ГИБДД.
За нарушение правил о прохождении предрейсовых и послерейсовых осмотров предусмотрена ответственность. С нарушителя будет взыскан штраф, размер которого определяется Кодексом об Административных Правонарушениях.
В некоторых случаях халатность работодателей приводит к уголовной ответственности. Например, если водитель, не прошедший предрейсовый осмотр, попадет в ДТП со смертельным исходом.
Прохождение предрейсового и послерейсового медосмотра водителей регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
Ниже подробнее поговорим о перечисленных нормативных актах.
Согласно Трудовому кодексу РФ, все водители автотранспорта обязаны проходить предрейсовые осмотры. Организацией и финансированием обследований занимается работодатель. Он не может вычесть сумму, затраченную на освидетельствование, из заработной платы сотрудника.
Внимание! Проводить предрейсовые осмотры может либо штатный врач, либо лицензированное медицинское учреждение.
В КоАП РФ говорится о штрафах, которые назначаются в случае нарушения порядка проведения предрейсового осмотра. Размер взыскания составляет:
Если водитель, не прошедший медосмотр, причинит серьезный вред потерпевшему, то отвечать будет работодатель. Его могут посадить в тюрьму на срок до четырех лет.
Речь идет о ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года. Согласно этому нормативно-правовому акту, работодатели обязаны организовывать проведение предрейсовых осмотров на предприятии.
В 2019 году в ФЗ были внесены некоторые поправки. Например, в путевом листе больше не проставляется штамп. Медику достаточно расписаться в документе, чтобы выпустить водителя на линию.
Внимание! Время техосмотра ТС и медицинского осмотра не должно совпадать. Допустимый разрыв составляет до 30 минут.
В данном документе перечислены все виды медицинских осмотров водителей. Шоферы логистической компании обязаны посещать медика перед выходом в рейс. Исключением являются водители оперативных служб.
Внимание! Если ИП решит сам выйти в рейс, то ему тоже потребуется посетить медика.
Документ содержит реквизиты направления на предсменный медосмотр. Практически все компании используют бланки, которые применяются в клиниках.
Сведения, указываемые в направлении:
Этот документ регулирует порядок проведения обследования, а также определяет обязанности докторов. Работодателю необходимо утвердить отдельный акт об организации процедуры.
Об особенностях проведения предрейсового осмотра говорится и в других нормативно-правовых актах. Например, в письме Министерства здравоохранения от 2002 года.
Прочие документы:
Приказ Минздрава №835н, о котором шла речь выше, хотели отменить. Однако делать этого не стали. Документ лишь претерпел некоторые изменения в 2022 году, которые касаются способов идентификации личности. Теперь осмотры могут проводиться дистанционно при помощи аппаратно-программного комплекса и веб-камеры.
1. Сколько времени уходит на осмотр одного водителя?
Медику будет достаточно 10-15 минут на осуществление необходимых процедур. В некоторых случаях обследование занимает 20-30 минут. Речь идет о ситуациях, когда водителя подозревают в употреблении спиртного или запрещенных веществ.
2. В каких документах отражаются результаты осмотра?
Полученные сведения в обязательном порядке заносятся в журнал учета. Это документ, который должен находиться на каждом логистическом предприятии. Также результаты обследования отражаются в путевом листе.
Из статьи мы выяснили, какие нормативные документы по предрейсовому осмотру водителей существуют. Важно упомянуть о том, что они не противоречат друг другу, а дополняют. Приказ Минздрава №835н не был отменен и по сей день имеет силу.