К культурно-зрелищным учреждениям относят сооружения, имеющие зрительный комплекс. Это могут быть как театры, клубы и цирки, так различные дворцы и дома культуры. Неправильная организация системы пожбезопасности в местах массового скопления людей в случае ЧС может привести к катастрофическим последствиям, вплоть до летальных исходов и утери имущества. Многообразие объектов защиты не позволяет правотворцам унифицировать требования ПБ. Тем не менее существует ряд законодательных актов, которые распространяются на всю сферу общественных отношений, возникающих при формировании противопожарной защиты.
Общий порядок проектирования, строительства, ремонта и реконструкции культурно-зрелищных учреждений изложен в Федеральном законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ. На его основании впоследствии были разработаны и утверждены ППР. В официальном документе содержится 2 группы требований: к поведению людей, организации производства и содержания объектов социально-культурного назначения. Кроме того, Правила детально детализируют обязанности руководителей и иных должностных лиц.
На заметку! Правилами противопожарного режима в культурно-зрелищных учреждениях отведены самостоятельные разделы, отражающие специфику требований ПБ к конкретному виду объекта защиты.
Пожарная опасность театров и других организаций подобного типа обусловлена большим количество горючих веществ. В связи с этим при возникновении возгорания открытый огонь быстро распространяется по подвешенным декорациям, чердакам, трюмам и смежным помещениям. Из-за этого в местах массового скопления людей необходимо уделять должное внимание вопросам обеспечения ПБ и поддерживать риск возникновения пожара в рамках нормируемых показателей.
Пожары в культурно-зрелищных учреждениях возникают как в России, так и в других странах. Самым тяжелым последствием данных ЧС является гибель людей и утеря имущества. Постоянная угроза возгораний на объектах социально-культурного назначения связана в первую очередь со спецификой театральной деятельности, которая предполагает размещение и хранение огромного количества горючих материалов: декораций, костюмов и другого реквизита. Для их изготовления используется древесина, папье-маше и различные ткани.
Наиболее частые причины пожаров в культурно-зрелищных учреждениях – это неосторожное обращение с открытым огнем, нарушение правил эксплуатации отопительных и осветительных систем. Усугубить течение ЧС может отсутствие преграды, отделяющей сцену от зрительного зала и другие ошибки, допущенные архитекторами. Так, открывание дверей внутрь всегда оборачиваются давкой и, как следствие, гибелью людей. Опасность для человека представляет не только открытый огонь, но и стремительно нарастающая температура, а также токсичные продукты горения.
Причины возгораний:
При проектировании и строительстве театральных сооружений внимание необходимо уделять не только архитектурным решениям, но и созданию безопасных условий пребывания зрителей, а также обеспечению их эвакуации в случае ЧС. План по пожарной безопасности в доме культуры – это обязательный элемент системы ПБ.
Пожары в местах массового скопления людей всегда приводят к общественному резонансу и оборачиваются человеческими жертвами, а также утерей имущества. Большая их часть возникает по причине грубейших нарушений требований ПБ. Законодательство РФ о противопожарной безопасности базируются на Конституции и включает в себя ряд нормативных правовых актов. Культурно-зрелищные учреждения относятся к объектам высокого риска, поэтому на них распространяются отдельные правила ПБ.
Согласно КоАП, нарушение требований пожарной безопасности влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 тысяч рублей. В некоторых случаях правонарушение предусматривает дисциплинарное или уголовное наказание.
Наказание |
Описание |
---|---|
Дисциплинарное |
Является следствие дисциплинарного проступка и выражается в форме выговора, понижения, отстранения или увольнения. |
Административное |
Штраф. |
Уголовное |
Наиболее жесткие меры государственного воздействия: штраф, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. |
Основу обеспечения ПБ составляют законодательные и локальные акты. В 2023 году в России действует целый ряд таких регламентов, норм, правил и запретов. Требования пожарной безопасности к культурно-зрелищным учреждениям базируются на Федеральном законе от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ и в Федеральном законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ. Они имеют высшую юридическую силу и распространяются на всех граждан. Здесь содержатся общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством.
Пожарная безопасность в учреждениях культуры, регламентация:
Официальные документы занимают первостепенное место в системе законодательства, поэтому никакие другие регламенты не могут ему противоречить. Законы всегда действует прямо и непосредственно, поэтому должны соблюдаться каждым гражданином.
Последние несколько лет органы государственной власти уделяют пристальное внимание обеспечению эффективного исполнения функции по надзору. При этом политика в данной области направлена на снижение избыточных административных барьеров. Так, в России был внедрен риск-ориентированный подход, предполагающий категорирование объектов защиты по пожарной, взрывопожарной опасности. От присвоенной зданию категории зависит периодичность инспекций. Кроме того, она влияет на:
Здания зрелищных и культурно-просветительских учреждений относятся к классу пожарной опасности Ф2. Независимо от назначения объекта, его принадлежность к тому или иному классу определяется путем проверки (как правило, инженерного расчета). Подробный порядок проведения процедуры изложен в СП 12.13130.2009.
Действующее законодательство обязывает руководителей вводить на предприятии противопожарный режим. С данной целью издается соответствующий распорядительный документ. Здесь указываются меры, мероприятия по обеспечению пожбезопасности. Главная функция противопожарного режима – сформировать безопасную среду в культурно-зрелищном учреждении для работников и посетителей, исключить шанс возникновения возгорания и создать условия для его оперативной ликвидации.
Культурно-зрелищные учреждения и их пожарная безопасность:
С помощью противопожарного режима можно определить порядок организации производства, а также содержания помещений.
В 2022 году в России вступили в силу новые Правила противопожарного режима. Глобальные обновления, произошедшие в документе, коснулись практически всех аспектов ПБ. Согласно утвержденному регламенту, занимать должность уполномоченного за пожарную безопасность сотрудника в культурно-зрелищном учреждении может занимать лицо с соответствующим уровнем образования, навыков и умений. При этом теперь необходимо по-новому обучать персонал мерам ПБ и проводить инструктажи.
Постановление 1479 запретило использовать подвальные помещения и цокольные этажи для досуга, а также размещения мастерских и производственных участков. Отдельно стоящие объекты социально-культурного назначения с цокольными этажами и подвалами должны уточнить, какими именно по документам являются данные помещения. Если они числятся как складские или технические, их необходимо будет перенести.
На заметку! Помещения, которые не подходят для постоянного присутствия людей, должны закрываться на ключ.
На дверях лестничных площадок и эвакуационных выходов необходимо предусмотреть установками для самозакрывания. Кроме того, руководителям культурно-зрелищных учреждений требуется пересмотреть инструкции и привести их в соответствие новым требованиям. В культурных учреждениях необходимо своевременно проводить практические тренировки, размещать планы эвакуации и другие наглядные материалы. Ряд новшеств коснулся порядка организации массовых мероприятий.
Большая часть требований, касающихся обеспечения пожарной безопасности на объектах культурно-зрелищного назначения, касается деятельности руководителей. Защита людей и имущества от возгораний достигается методами разного характера: организационного, технического, конструктивного. К первым относится разработка документации по ПБ, в том числе планов эвакуации и инструкций.
Конструктивные методы подразумевают защиту портальных проемов со стороны сцены противопожарными занавесами. Деревянные конструкции необходимо обработать специальными огнеупорными составами. Для организации нормального движения людей во время вынужденной эвакуации, все стулья и кресла объединяются в ряды. Дополнительно они крепятся к полу. Незадымляемость помещения обеспечивается за счет дымовых люков. Устанавливаются они за сценой и вентиляционными системами.
Технические методы ПБ реализуются за счет установки в культурно-зрелищном учреждении автоматики. Она позволяет обнаружить возгорание на ранней стадии и передать сигнал тревоги оперативному дежурному. Кроме того, системы защиты самостоятельно ликвидирует пожар без непосредственного участия человека и управляют эвакуацией людей.
Противопожарные мероприятия в культурно-зрелищных учреждениях, что необходимо сделать руководителю:
Руководитель объекта культурно-зрелищного назначения осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своих полномочий и несут ответственность за соблюдение требований законодательства.
Главная обязанность работников – придерживаться на производстве правил ПБ, в том числе противопожарного режима. Особую аккуратность необходимо соблюдать при использовании электрооборудования, газовых приборов, пиротехники, ЛВЖ и других опасных предметов. В случае обнаружения возгорания сотрудник должен сообщить о нем руководителю и в аварийно-спасательную службу, организовать эвакуация и попытаться самостоятельно ликвидировать его с помощью первичных или сподручных средств пожаротушения.
На заметку! Персонал должен своевременно проходить инструктажи и тренировки.
Пожарная безопасность в театре должна соблюдаться как работниками, так и посетителями.
Система противопожарной защиты объекта – это совокупность мероприятий и устройств, направленных на исключение риска возникновения ЧС. Каждое культурно-зрелищное учреждение должно быть оснащено средствами обнаружения возгорания и задымления, которые позволяют своевременно выявить опасность на ее начальной стадии. Выполняются они в виде датчиков, которые при возникновении ОФП (дыма, огня, повышенной температуры и др.) и передают информацию о них на пульт управления. Приемно-контрольный прибор сохраняет свою работоспособность даже при отсутствии электрического тока за счет наличия резервного источника питания.
Одновременно с датчиками в культурно-зрелищном учреждении включается сигнализация направлений эвакуационных путей и устройств пожаротушения. Первая имеет вид светящихся, звуковых или других сигналов. Системы пожаротушения могут быть дренчерными или спринклерными. Большая часть летальных исходов на пожаре происходит вследствие отравления людей токсичными продуктами горения. Вытяжные системы и вентиляция удаляют отравляющие вещества из помещения, сводя тем самым риск человеческих жертв к минимуму. Количество систем принимается в зависимости от площади здания и радиуса действия.
На заметку! К обязательным требованиям относится оснащение объекта социально-культурного назначения первичными средствами пожаротушения.
В культурно-зрелищном учреждении требуется наличие пожарных кранов, огнетушителей, огнеупорных покрывал, емкостей с огнетушащим веществом и инвентаря.
Эвакуационный путь предоставляет доступ к разным частям объекта. Его ширина, длина и высота должны соответствовать нормируемым показателям. При правильном проектировании проходов люди смогут безопасно покинуть здание в случае возгорания, избежать травматизма, давки и других негативных последствий. Согласно документам, ширина эвакуационного пути должна составлять минимум 1,2 м. На каждом этаже культурно-зрелищного учреждения необходимо предусмотреть минимум 2 эвакуационных выхода.
На заметку! Эвакуационные пути и выходы нельзя захламлять или преграждать. Они должны быть свободными ля прохода людей, содержаться в чистоте и исправности.
Пути эвакуации должны быть обозначены на специальных схемах и планах. Вывешиваются они на видных местах.
Согласно действующему законодательству, на объектах социально-культурного назначения во время мероприятий запрещено использовать свечи и пиротехнические изделия, а также устанавливать дуговых прожектора с защитой менее IP54. Исключение составляют только хлопушки и бенгальские огни. Кроме того, в зрелищных учреждениях нельзя выполнять огневые и другие работы повышенной опасности (для которых требуется наряд-допуск) непосредственно перед спектаклем или во время него.
Пожарная безопасность для дома культуры, что нельзя:
Строительные нормы и правила запрещают уменьшать ширину эвакуационный путей, расставлять дополнительные кресла или устанавливать двери, которые открываются по направлению внутрь. Во время мероприятия недопустимо полностью отключать освещение.
Обеспечение пожарной безопасности невозможно без оформления соответствующей документации. Главным нормативно-правовым актом является приказ о введении противопожарного режима. Правила использования опасных предметов, утилизации горючих отходов и обесточивания помещений, а также других особенностей обеспечения ПБ регламентируются общеобъектовыми инструкциями. Разрабатывают их должностные лица. ЛНА в обязательном порядке согласовываются с профсоюзными органами. Утверждаются они руководителем.
Перечень документации:
Поскольку культурно-зрелищные учреждение относятся к объектам повышенной опасности, их деятельность может регламентироваться дополнительными документами.
К объектам социально-культурного назначения относится большое количество организаций. К каждой из них установлены персональные требования по обеспечению пожарной безопасности.
Инспекции свидетельствуют, что не всегда театры, кинотеатры и концертные залы имеют места для курения. Кроме того, часто руководители не регламентируют порядок проведения временных огневых или других пожароопасных работ, осмотра и закрытия помещений, а также действия работников при обнаружении возгорания. Часто здесь не соблюдаются требования по периодичности противопожарных тренировок. В связи с этим во многих учреждениях необходимо пересмотреть подход к обеспечению пожарной безопасности.
Обязательные требования:
Руководителям театров, кинотеатров и концертных залов необходимо следить за состоянием всех систем защиты.
В клубах присутствует большое количество источников возгорания, поэтому их руководители и должностные лица должны более внимательно следить за порядком обеспечения ПБ. Прежде всего руководителям необходимо правильно определить тип помещения и на основании этого показателя разработать соответствующую документацию по пожарной безопасности. В клубах требуется наличие всех систем защиты и наглядных материалов.
Здесь в обязательном порядке назначаются должностные лица, организуется обучение работников и оценка знаний. Эвакуационные пути и выходы должны соответствовать проекту, а также нормативным требованиям ПБ. Двери не должны иметь механизм запирания. К кранам и первичным средствам пожаротушения необходимо обеспечить свободный доступ.
Существует несколько видов цирков: стационарные в зданиях капитального характера и передвижные (сезонные). Вторые должны пройти полную проверку перед открытием. С данной целью формируется специальная комиссия. К зданию цирка требуется оборудовать пожарный проезд. Кроме того, здесь необходимо предусмотреть противопожарные разрывы. Использоваться они могут только по прямому назначению.
На заметку! В цирке должен присутствовать план эвакуации не только людей, но и животных.
В здании запрещено устанавливать глухие решетки. Покрывать купол можно только несгораемыми материалами. Прицепы, автофургоны и другие объекты должны устанавливаться на расстоянии не менее 10 метров к сооружению. Кухню необходимо отделить противопожарными преградами.
Главная конструктивная особенность спортивных сооружений заключается в том, что они относятся к большепролетным объектам. Выполняются эти конструкции из различных материалов: сталь, железобетон, дерево, др. Здесь важно правильно рассчитать нагрузку. В первую очередь сложности в проектировании стадионов возникают из-за больших пролетов перекрытий и необходимости учитывать пульсацию с появлением резонанса. Так, сильный ветер может привести к срыву питающих электрических кабелей. Вследствие этого люди стремительно начинают направляться к эвакуационным выходам, что создает давку.
Часто при определении посадки зрителей не учитываются их предпочтения к той или иной команде. В ходе мероприятия многие болельщики перебираются ближе к фанатам своей команды, тем самым превышая нормативную нагрузку на конструкции трибуны. Из-за этого здесь необходимо правильно рассчитывать ПО, регламентировать работу персонала и размещать первичные средства пожаротушения.
Необходимость создания механизма защиты граждан от пожаров обозначена в качестве приоритетной цели государственной политики. Среди главных направлений данной деятельности выделяют обновление законодательной базы, обучение населения мерам ПБ, формирование новых риск-ориентированных подходов и развитие системы профилактики.