В компаниях, которые занимаются дорожными перевозками, должна присутствовать должность специалиста по безопасности дорожного движения. Такие сотрудники проводят предрейсовые лекции для водителей.
Инструктажи по БДД – это лекция, на которой водителей знакомят с правилами поведения на дороге. Такие занятия должны посещать все шоферы, независимо от типа управляемого ТС и стажа.
Закон говорит о том, что организацией ИБДД должны заниматься работодатели. Цель таких мероприятий – сообщить водителю информацию, которая позволит ему должным образом управлять транспортным средством и не допускать аварийных ситуаций на дороге.
Напомним о том, что 1 января 2021 года приказ Минтранса России №145 утратил силу. Сразу после этого были отменены предрейсовые осмотры и инструктажи – но как оказалось, ненадолго.
1 сентября 2021 года в силу вступил приказ Минтранса России №145. Согласно этому нормативно-правовому акту, работодатели вновь обязаны проводить предрейсовые инструктажи для водителей.
Внимание! Если допустить к рейсу водителя, не прошедшего ИБДД, то штрафа не избежать.
Инструктажи по БДД проводятся на предприятиях, где есть коммерческие транспортные средства, а также штат водителей.
Главная цель инструктажей – донести до водителя информацию, которая поможет ему при управлении служебным транспортом. Речь идет как о требованиях безопасности дорожного движения, так и об оперативных данных.
Закон говорит о том, что инструктажи по БДД проводит сотрудник автопарка, который соответствует следующим требованиям:
Внимание! ИБДД разрабатываются на основании ФЗ №196.
Краткое содержание инструктажа по безопасности движения разрабатывает специалист БДД или начальник службы БДД. Также эти сотрудники выполняют следующие функции на предприятии:
Закон не позволяет собственникам транспортных средств допускать к рейсу водителей, которые не прошли инструктаж. За нарушение этого правила предусмотрена ответственность. Размер штрафа может составлять до 100 тыс. рублей.
Если водитель отказался от прохождения инструктажа, то его нужно отстранить от работы. Период простоя не будет оплачен сотруднику.
Все юридические лица и ИП, у которых в распоряжении имеются коммерческие автомобили, обязаны проводить ИБДД. Это необходимо для того, чтобы водитель знал обо всех рисках, связанных с автомобильными перевозками.
На данный момент существует несколько видов инструктажей:
Работодателю необходимо назначить ответственного за БДД и ввести в штатное расписание соответствующую должность. Эти требования являются обязательными для всех компаний, которые занимаются пассажирскими или грузовыми перевозками.
Вводный инструктаж проводится при устройстве водителя на работу, независимо от того, насколько он опытен. На такой лекции сотруднику рассказывают о видах перевозок, составе пассажиров, особенностях грузов.
Также на вводной лекции информируют о действиях, которые нужно предпринять при возникновении ДТП.
Вводный инструктаж проводится сотрудником Транспортного отдела, который назначен ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения. На лекцию должны прийти все работники, принимаемые в компанию на должность водителя.
Вводный инструктаж с водителями по безопасности движения включает в себя следующие вопросы:
Проведение предрейсовых инструктажей необходимо перед работами повышенной опасности. Например, водителю предстоит осуществить перевозку взрывоопасной жидкости. Темы, затрагиваемые на лекции, должны касаться исключительно специфики конкретного вида работ.
Внимание! Также предрейсовые лекции проводятся в том случае, если водителю предстоит новый маршрут.
Проведением предрейсового инструктажа занимается начальник автоколонны. На лекцию в обязательном порядке должны прийти сотрудники, которым предстоит:
Предрейсовый инструктаж включает в себя следующие вопросы:
Сезонный инструктаж по БДД для сотрудников МЧС является периодическим и проводится при смене времени года. Проведение лекций позволяет рассказать водителям о поведении на дороге при сложных погодных условиях.
Например, для осенне-зимнего периода характерны мороз, гололед, ливни. Водителя нужно обучить тому, как управлять транспортным средством, чтобы не подвергать риску груз и пассажиров.
Работодатель вправе сам установить сроки проведения сезонного обучения. Обычно инструктажи выпадают на тот период, когда осуществляется замена шин.
Сезонные инструктажи проводятся два раза в год перед сменой теплого и холодного погодных сезонов. Лекцию должны в обязательном порядке посетить все сотрудники компании, которые занимают должность водителя.
На сезонном инструктаже поднимаются следующие темы:
Специальные инструктажи по БДД с водительским составом отличаются от плановых тем, что их проведение осуществляется в нестандартных ситуациях. Например, при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации.
Внимание! Также проведение специальных инструктажей необходимо при вступлении в силу новых нормативно-правовых актов.
Отдельно следует организовать лекции для водителей, отправляющихся в командировку. Сотрудникам нужно дать полезную информацию, которая пригодится им при осуществлении перевозки.
Специальный инструктаж должны в обязательном порядке пройти сотрудники, которые столкнулись с новыми условиями работы.
Специальные инструктажи проводятся в следующих случаях:
Чтобы организовать ИБДД ,директору компании нужно назначить специалиста, который будет этим заниматься. Сотрудник должен в обязательном порядке соответствовать следующим требованиям:
Рабочие обязанности специалиста по организации ИБДД:
Согласно действующим нормативно-правовым актам, сведения о проведенных ИБДД нужно отражать в соответствующей документации. Закон не устанавливает конкретную форму такого документа, но в него в обязательном порядке нужно вносить следующие данные:
Можно сделать вывод, что организация имеет полное право утвердить собственный документ, в котором будет отражаться информация о проведенных лекциях для водителей. Очень часто компании заводят для этих целей специальный журнал.
При написании инструктажа ответственному лицу следует опираться на следующие документы:
Внимание! Инструкция должна быть на руках у каждого водителя в качестве методического пособия.
Как мы уже сказали, работодателю следует нанять сотрудника, который будет заниматься проведением инструктажей по безопасности дорожного движения. Работник в обязательном порядке должен успешно пройти аттестацию. Об этом четко говорится в действующих нормативно-правовых актах.
К лицу, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие требования:
Внимание! Специалист по охране труда не может проводить инструктажи по БДД.
Мы уже упоминали о существовании приказа Минтранса России №145 от 30.04.2021 года. Данный нормативно-правовой акт регулирует проведение ИБДД в компаниях, занимающихся перевозками.
Согласно приказу, к рейсу не допускаются лица в болезненном состоянии и с симптомами переутомления. Водитель, которому предстоит управление транспортным средством, должен в обязательном порядке пройти медицинский осмотр. Для этого достаточно посетить медика на территории предприятия или же обратиться в больницу (в зависимости от распоряжения работодателя).
Сотрудники, употребившие алкогольные напитки, не должны быть допущены к рейсу. Если водитель решит отдохнуть в кабине авто, то двигатель следует отключить.
Внимание! Сотрудник всегда должен иметь при себе водительское удостоверение, а также путевой лист. Наличие этих документов могут проверить сотрудники контролирующих органов.
Для каждого вида инструктажа заводится отдельный журнал, в котором отражаются следующие сведения:
Журнал удобно вести в форме таблицы. Каждую запись, внесенную в этот документ, необходимо заверить сразу двумя подписями – инструктора и водителя.
Обычно журналы хранят на предприятии в течение 10 лет, но иногда этот период составляет 50 лет. Другая документация подлежит регулярному обновлению, поэтому устаревшие экземпляры должны быть уничтожены.
Образец журнала учета:
Внимание! Скачать образец журнала можно в интернете.
1. О чем следует рассказать водителю на лекции?
Все темы, затрагиваемые на инструктажах, разделяют на 5 категорий:
2. Перед перевозкой каких опасных грузов нужно проводить инструктаж?
Под опасными грузами принято подразумевать предметы и вещества, которые представляют угрозу для жизни и здоровья человека, ввиду присущих им свойств.
Типичные примеры опасных грузов:
3. Какие государственные органы могут проверить наличие журнала учета инструктажей?
Потребовать предъявить данный документ имеют право сотрудники Ространснадзора при проведении проверок. Если журнала не окажется, то это приведет к штрафам:
Если водитель предприятия станет участником ДТП, то проверить факт проведения инструктажей могут сотрудники полиции. Отсутствие журнала ухудшит положение обвиняемых по уголовным делам.
4. Когда водитель может не проходить инструктаж?
Согласно действующим нормативно-правовым актам, водитель, который отправляется в командировку, может пренебречь прохождением предрейсового инструктажа. Однако это касается только тех случаев, когда маршрут поездки остается неизменным, а сама перевозка соответствует типовым условиям работы.
Если речь идет о новом маршруте или перевозке пассажиров/опасных грузов, то проведение лекции перед поездкой является обязательным.
5. Можно ли завести один журнал учета для всех инструктажей?
Нет, закон не позволяет этого сделать. Дело в том, что все инструктажи отличаются друг от друга. Для каждого из них заводят отдельный журнал, чтобы избежать путаницы.
Каждый из документов требует особого принципа ведения. Более того, если контролирующие органы узнают о том, что в компании ведется только один журнал, штрафов не избежать.
6. Нужно ли проводить предрейсовые инструктажи в компании, которая занимается перевозками пассажиров?
Да. В обязательном порядке проводятся следующие виды инструктажей:
Если речь идет о поездках по типовым маршрутам, которые выполняются на регулярной основе, то проведением ИБДД можно пренебречь.
7. Где указывается информация о проведенных инструктажах?
Такие сведения отражаются в журнале учета. Этот документ должен быть на каждом предприятии, которое занимается перевозками.
В журнале в обязательном порядке указываются следующие сведения:
Закон разрешает вести журнал в электронном виде при помощи программного обеспечения субъекта транспортной деятельности. Все сведения, указанные в документе, должны быть заверены ЭЦП.
8. Кто является субъектом транспортной деятельности?
Субъектом транспортной деятельности является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который выполняет перевозки пассажиров.
Из статьи мы выяснили, как осуществляется инструктаж для водителей автомобилей по БДД. Руководству предприятия следует назначить лицо, которое будет заниматься проведением лекций. Нарушение требований, предъявляемых к данной процедуре, чревато штрафами.