Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Программа по формированию законопослушного поведения участников дорожного движения интерактивная образовательная

Федеральная целевая программа

Для управления страной в РФ применяется программно-целевой подход. Президент РФ определяет стратегические направления развития, цели, которые должны быть достигнуты к определенному сроку, Правительство РФ разрабатывает специальные программы по каждому направлению.

Федеральная целевая программа безопасности дорожного движения направлена на борьбу с:

  • Высокой смертностью в результате ДТП;
  • Травматизмом населения из-за низкого качества дорожного покрытия;
  • Низким уровнем дисциплины участников ДД;
  • Неэффективной работой государственных органов, ответственных за БДД.


 

Проблемы

Травматизм и смертность в ДТП – социально-экономическая и демографическая проблема. Во-первых, травмированного человека приходится лечить и проводить реабилитацию. Иногда требуется дорогостоящая высокотехнологичная медицинская помощь.

Смертельный исход ДТП или инвалидность в результате аварии исключает человека из числа трудоспособных, снижается ВВП. Экономический ущерб от ДТП по стране в годовом выражении сопоставим с бюджетом среднего региона.

Последствия детского травматизма негативно сказываются на будущем страны. Травматизм и смертность снижают демографический, кадровый и экономический потенциал страны. Минтранс РФ и его территориальные учреждения (УГАДН), ГИБДД отвечают за соблюдение законодательства о БДД, проводят большую пропагандистскую и агитационную работу.
 

Цель

ФЦП по повышению БДД разработана для снижения смертности и травматизма на дорогах. Индикаторы ее успешности и эффективности:

  • Сокращение количества погибших и травмированных в результате ДТП;
  • Снижение детской смертности и травматизма из-за ДТП;
  • Уменьшение социального и транспортного риска.

Под социальным риском в рамках программы понимается количество травмированных и погибших на 100 тыс. человек. Транспортный риск – количество травмированных и погибших на 10 тыс. ТС. Для достижения цели определены задачи и разработаны мероприятия, сформулирован механизм реализации.
 

Задачи

Для снижения смертности предполагается:

  • Информировать население о необходимости соблюдать ПДД;
  • Формировать у детей и взрослых навыков безопасного поведения на дорогах;
  • Пропагандировать среди участников ДД соблюдения ПДД, взаимного уважения друг к другу;
  • Внедрить в ГИБДД методы работы, способствующие снижению количества аварий на дорогах.

В результате решения задач необходимо сформировать негативное отношение к нарушениям ПДД, повысить культуру вождения, обучить водителей безаварийной манере вождения, научить участников ДД оказывать первую помощь травмированным.
 

Мероприятия

Работа в рамках ФЦП направлена на:

  • Разработку и внедрение образовательных программ по формированию у населения законопослушного поведения на дорогах;
  • Повышение эффективности работы контрольных и надзорных органов;
  • Формирование привлекательного образа участника ДД, соблюдающего ПДД (социальная реклама, обучающие фильмы и мультфильмы, пропагандистская работа);
  • Переход от контрольных и надзорных функций к профилактическим (лучше не допустить ДТП, чем наказать виновных после того, как оно произошло);
  • Повышение качества дорожной инфраструктуры, доработка ПДД, установка знаков на опасных местах.

Реализация данных мероприятий позволит снизить смертность и травматизм в ДТП, повысить эффективность работы государственных органов, правосознание граждан.
 

Механизм реализации

Ежегодно (включая 2022 год) региональные и муниципальные органы власти разрабатывают план мероприятий по снижению смертности и травматизма в ДТП. Основные направления работы:

  • Обучение несовершеннолетних в школах и ДОУ правилам безопасного поведения на дорогах;
  • Публикация статистики по ДТП в регионе, муниципальном образовании, показ социальной рекламы, ведение пропагандистской и агитационной работы в учебных заведениях, транспортных компаниях, ГИБДД и других госорганах;
  • Повышение квалификации водителей, механиков и других рабочих в сфере БДД;
  • Обеспечение соблюдения порядка вводного и первичного инструктажа по охране труда, предрейсового и послерейсового осмотра ТС;
  • Проверка дорог на соответствие ГОСТ;
  • Профилактика вождения в нетрезвом виде, нарушения скоростного режима;
  • Аттестация сотрудников контролирующих органов на знание ПДД, законодательства о БДД.
     

Этапы

ФЦП по повышению БДД реализуется в 2013-2020 годах. В 2015 Минтранс РФ подвел итоги реализации программы, оценил ее эффективность.

В 2017-2014 годах действует проект «Безопасные и качественные автодороги». В него входит программа по формированию законопослушного поведения участников дорожного движения, программы по развитию и улучшению дорожной сети, реализуются общесистемные меры по развитию дорожной отрасли.

На период 2020-2025 года утверждена стратегия безопасности дорожного движения. В ней анализируется ситуация в БДД, выявляются проблемы, разрабатываются мероприятия по их решению.
 

Как отслеживается результат

Для оценки эффективности используется методика SMART (индикаторы результата должны быть конкретными, достижимыми, измеримыми, соответствующими общей стратегии социально-экономического развития страны и ограниченными во времени).

Результаты реализации программы:

  • Снижения количества летальных исходов ДТП на 8000;
  • Сокращение социального риска на 30% по сравнению с годом начала реализации программы;
  • Снижение транспортного риска на 36%.

Для оценки качества проведенных мероприятий и разработки корректирующих действий проводится ежегодный мониторинг результатов. По его итогам могут быть приняты административные и кадровые решения.
 

Муниципальная программа законопослушного поведения участников ДД

Действие федеральной целевой программы распространяется на всю страну. Каждая республика, край, область разрабатывают свои программы по повышению БДД. Далее программно-целевой подход реализуется на муниципальном уровне – районе, поселении.

В программах также определяются цели и задачи, разрабатываются мероприятия по снижению количества ДТП на территории. Ключевое отличие ФЦП от МЦП – учет при разработке плана действий особенностей конкретного поселения или округа: состояние дорог, погодные условия.
 

Как создается

Основа для разработки МЦП – федеральное и региональное законодательство, включая целевые программы. Ответственный за создание МЦП – департамент транспорта муниципального образования. Привлекаются для сотрудничества учебные заведения, ГИБДД, местные эксперты и специалисты.

Анализируется текущая ситуация, выявляются ключевые проблемы, разрабатываются мероприятия по их решению. В МЦП прописываются механизмы и этапы реализации, порядок мониторинга, ответственные исполнители. Федеральные и региональные органы власти рассылают муниципалитетам образцы программ, которыми можно пользоваться.
 

Трудности

МЦП по повышению БДД решает проблемы:

  • Низкая дисциплина водителей и пешеходов;
  • Отсутствие знаний ПДД;
  • Плохое состояние дорог и их инфраструктуры (светофоров, дорожных знаков и т.д.);
  • Низкий уровень БДД на территории (недостаточное качество расследования ДТП, работы ГИБДД).

Важно! Координирует работу по обеспечению БДД администрация МО. Проект программы согласуется с исполнителями. После этого глава муниципального образования утверждает многоцелевую программу, начинается ее реализация. В процессе реализации осуществляется мониторинг, проводятся периодические совещания.

 

Цели

МЦП направлена на снижение количества ДТП, их профилактику и предотвращение, уменьшение уровня травматизма и смертности.

У МО меньше ресурсов и полномочий для снижения количества ДТП, чем у федеральных и региональных уровней власти. Администрация МО основной упор может делать на пропагандистские и образовательные мероприятия. Благодаря тесному контакту с жителями и организациями на территории, специалисты администрации могут провести работу, практически с каждым.

Важно! Ряд мероприятий ФЦП и РЦП исполняются на муниципальном уровне. Ответственность за их качественную и своевременную реализацию несет администрация МО.

 

Задачи

МЦП направлена на:

  • Проведение занятий по БДД в школах и ДОУ;
  • Оформление стендов, наглядной агитации по БДД в дошкольных образовательных учреждениях;
  • Организацию и проведение массовых мероприятий (тематических конкурсов, праздников, турниров и т.д.);
  • Взаимодействие с контролирующими органами по улучшению организации движения на территории МО;
  • Обучение ПДД, пропаганда их соблюдения;
  • Проведение профилактических мероприятий по повышению БДД.

Решение данных задач приведет к снижению количества аварий и травматизма. Для решения задач разрабатываются мероприятия с указанием сроков и ответственных.
 

Сроки

После согласования задач, определяются ответственные исполнители по каждому направлению работы. Они разрабатывают мероприятия, которые администрация МО сводит в единый документ.

Второй этап – реализация программы. На этом этапе ведется работа в школах, пропаганда соблюдения ПДД. Сотрудники ГИБДД работают с транспортными компаниями и водителями, проводят профилактические мероприятия по трезвому вождению, соблюдению скоростного режима.

Третий этап – составление отчетов по итогам реализации. В документах отражаются выполненные и невыполненные мероприятия, рассчитываются целевые индикаторы.

Важно! Эффективность реализации программы зависит от уровня координации между ответственными исполнителями.

 

Интерактивная образовательная программа по БДД

Дети лучше всего усваивают новые навыки и знания в игровой форме. Специалисты по педагогике утверждают, что обучение должно быть интерактивным. Для этого в школах и ДОУ устанавливают специальные тренажеры, в школьных дворах наносится разметка, устанавливаются игровые ТС, и при участии специалистов администрации, ГИБДД, учителей моделируются различные дорожные ситуации.
 

Для дошкольников

В детских садах для обучения ПДД необходима специальная образовательная методика. Найти и скачать ее можно в интернете. Уроки по БДД – обязательный элемент обучения в ДОУ. При его проведении должен присутствовать не только сотрудник ГИБДД, воспитатель, но и родители. Последние обладают для ребенка высшим авторитетом, поэтому знания, полученные на занятиях в ДОУ должны подкрепляться примером родителей.
 

Для школьников

Интерактивная образовательная программа по безопасности дорожного движения в школах реализуется с использованием интерактивной доски. Для школьников проводятся конкурсы, тематические уроки, турниры по БДД в игровой форме.

Младшие школьники совместно с родителями и учителями разрабатывают безопасный маршрут в школу. На родительских собраниях вопросам БДД обязательно уделяется внимание, выступает представитель ГИБДД.
 

Специальные ресурсы

В интернете достаточно сайтов, где в игровой форме можно научиться безопасному поведению на дороге. Для работы необходимо только зарегистрироваться.
 

Дополнительные мероприятия

Помимо онлайн-мероприятий проводятся окружные. В местах массового скопления людей размещаются агитационные плакаты, проводятся конкурсы и т.д. Главное – увлечь детей идеей соблюдения ПДД.
 

Ожидаемый результат

От реализации федеральных, региональных и муниципальных программ по повышению ПДД ожидается снижение ДТП на дорогах, уменьшение количества смертей, детского и взрослого травматизма.

Соблюдение ПДД – основной метод снижения количества ДТП. Это ведет к уменьшению смертности, транспортного и социального риска, что решает социально-экономические и демографические задачи развития страны. С этой целью разрабатываются и реализуются на всех уровнях целевые программы повышения БДД.