Для управления страной в РФ применяется программно-целевой подход. Президент РФ определяет стратегические направления развития, цели, которые должны быть достигнуты к определенному сроку, Правительство РФ разрабатывает специальные программы по каждому направлению.
Федеральная целевая программа безопасности дорожного движения направлена на борьбу с:
Травматизм и смертность в ДТП – социально-экономическая и демографическая проблема. Во-первых, травмированного человека приходится лечить и проводить реабилитацию. Иногда требуется дорогостоящая высокотехнологичная медицинская помощь.
Смертельный исход ДТП или инвалидность в результате аварии исключает человека из числа трудоспособных, снижается ВВП. Экономический ущерб от ДТП по стране в годовом выражении сопоставим с бюджетом среднего региона.
Последствия детского травматизма негативно сказываются на будущем страны. Травматизм и смертность снижают демографический, кадровый и экономический потенциал страны. Минтранс РФ и его территориальные учреждения (УГАДН), ГИБДД отвечают за соблюдение законодательства о БДД, проводят большую пропагандистскую и агитационную работу.
ФЦП по повышению БДД разработана для снижения смертности и травматизма на дорогах. Индикаторы ее успешности и эффективности:
Под социальным риском в рамках программы понимается количество травмированных и погибших на 100 тыс. человек. Транспортный риск – количество травмированных и погибших на 10 тыс. ТС. Для достижения цели определены задачи и разработаны мероприятия, сформулирован механизм реализации.
Для снижения смертности предполагается:
В результате решения задач необходимо сформировать негативное отношение к нарушениям ПДД, повысить культуру вождения, обучить водителей безаварийной манере вождения, научить участников ДД оказывать первую помощь травмированным.
Работа в рамках ФЦП направлена на:
Реализация данных мероприятий позволит снизить смертность и травматизм в ДТП, повысить эффективность работы государственных органов, правосознание граждан.
Ежегодно (включая 2022 год) региональные и муниципальные органы власти разрабатывают план мероприятий по снижению смертности и травматизма в ДТП. Основные направления работы:
ФЦП по повышению БДД реализуется в 2013-2020 годах. В 2015 Минтранс РФ подвел итоги реализации программы, оценил ее эффективность.
В 2017-2014 годах действует проект «Безопасные и качественные автодороги». В него входит программа по формированию законопослушного поведения участников дорожного движения, программы по развитию и улучшению дорожной сети, реализуются общесистемные меры по развитию дорожной отрасли.
На период 2020-2025 года утверждена стратегия безопасности дорожного движения. В ней анализируется ситуация в БДД, выявляются проблемы, разрабатываются мероприятия по их решению.
Для оценки эффективности используется методика SMART (индикаторы результата должны быть конкретными, достижимыми, измеримыми, соответствующими общей стратегии социально-экономического развития страны и ограниченными во времени).
Результаты реализации программы:
Для оценки качества проведенных мероприятий и разработки корректирующих действий проводится ежегодный мониторинг результатов. По его итогам могут быть приняты административные и кадровые решения.
Действие федеральной целевой программы распространяется на всю страну. Каждая республика, край, область разрабатывают свои программы по повышению БДД. Далее программно-целевой подход реализуется на муниципальном уровне – районе, поселении.
В программах также определяются цели и задачи, разрабатываются мероприятия по снижению количества ДТП на территории. Ключевое отличие ФЦП от МЦП – учет при разработке плана действий особенностей конкретного поселения или округа: состояние дорог, погодные условия.
Основа для разработки МЦП – федеральное и региональное законодательство, включая целевые программы. Ответственный за создание МЦП – департамент транспорта муниципального образования. Привлекаются для сотрудничества учебные заведения, ГИБДД, местные эксперты и специалисты.
Анализируется текущая ситуация, выявляются ключевые проблемы, разрабатываются мероприятия по их решению. В МЦП прописываются механизмы и этапы реализации, порядок мониторинга, ответственные исполнители. Федеральные и региональные органы власти рассылают муниципалитетам образцы программ, которыми можно пользоваться.
МЦП по повышению БДД решает проблемы:
Важно! Координирует работу по обеспечению БДД администрация МО. Проект программы согласуется с исполнителями. После этого глава муниципального образования утверждает многоцелевую программу, начинается ее реализация. В процессе реализации осуществляется мониторинг, проводятся периодические совещания.
МЦП направлена на снижение количества ДТП, их профилактику и предотвращение, уменьшение уровня травматизма и смертности.
У МО меньше ресурсов и полномочий для снижения количества ДТП, чем у федеральных и региональных уровней власти. Администрация МО основной упор может делать на пропагандистские и образовательные мероприятия. Благодаря тесному контакту с жителями и организациями на территории, специалисты администрации могут провести работу, практически с каждым.
Важно! Ряд мероприятий ФЦП и РЦП исполняются на муниципальном уровне. Ответственность за их качественную и своевременную реализацию несет администрация МО.
МЦП направлена на:
Решение данных задач приведет к снижению количества аварий и травматизма. Для решения задач разрабатываются мероприятия с указанием сроков и ответственных.
После согласования задач, определяются ответственные исполнители по каждому направлению работы. Они разрабатывают мероприятия, которые администрация МО сводит в единый документ.
Второй этап – реализация программы. На этом этапе ведется работа в школах, пропаганда соблюдения ПДД. Сотрудники ГИБДД работают с транспортными компаниями и водителями, проводят профилактические мероприятия по трезвому вождению, соблюдению скоростного режима.
Третий этап – составление отчетов по итогам реализации. В документах отражаются выполненные и невыполненные мероприятия, рассчитываются целевые индикаторы.
Важно! Эффективность реализации программы зависит от уровня координации между ответственными исполнителями.
Дети лучше всего усваивают новые навыки и знания в игровой форме. Специалисты по педагогике утверждают, что обучение должно быть интерактивным. Для этого в школах и ДОУ устанавливают специальные тренажеры, в школьных дворах наносится разметка, устанавливаются игровые ТС, и при участии специалистов администрации, ГИБДД, учителей моделируются различные дорожные ситуации.
В детских садах для обучения ПДД необходима специальная образовательная методика. Найти и скачать ее можно в интернете. Уроки по БДД – обязательный элемент обучения в ДОУ. При его проведении должен присутствовать не только сотрудник ГИБДД, воспитатель, но и родители. Последние обладают для ребенка высшим авторитетом, поэтому знания, полученные на занятиях в ДОУ должны подкрепляться примером родителей.
Интерактивная образовательная программа по безопасности дорожного движения в школах реализуется с использованием интерактивной доски. Для школьников проводятся конкурсы, тематические уроки, турниры по БДД в игровой форме.
Младшие школьники совместно с родителями и учителями разрабатывают безопасный маршрут в школу. На родительских собраниях вопросам БДД обязательно уделяется внимание, выступает представитель ГИБДД.
В интернете достаточно сайтов, где в игровой форме можно научиться безопасному поведению на дороге. Для работы необходимо только зарегистрироваться.
Помимо онлайн-мероприятий проводятся окружные. В местах массового скопления людей размещаются агитационные плакаты, проводятся конкурсы и т.д. Главное – увлечь детей идеей соблюдения ПДД.
От реализации федеральных, региональных и муниципальных программ по повышению ПДД ожидается снижение ДТП на дорогах, уменьшение количества смертей, детского и взрослого травматизма.
Соблюдение ПДД – основной метод снижения количества ДТП. Это ведет к уменьшению смертности, транспортного и социального риска, что решает социально-экономические и демографические задачи развития страны. С этой целью разрабатываются и реализуются на всех уровнях целевые программы повышения БДД.