Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

ФЗ о безопасности дорожного движения 196 и 443 обеспечение организации федеральными законами БДД в 2022 году

Понятие

В законодательной базе РФ существует однозначное определение БДД. Под безопасностью дорожного движения подразумевают совокупность действий, направленных на уменьшение количества аварий, их тяжести и последствий. Данную область контролирует несколько подразделений: ГУОБДД МВД, ФБУ Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт. Некоторые из аспектов находятся в юрисдикции Минздрава, а также Минобрнауки.

На заметку! Чтобы регулировать транспортные потоки, предотвращать ДТП и не допускать заторов, был разработан ряд нормативно-правовых актов, в том числе ФЗ-196 о безопасности дорожного движения.

Действующие документы позволяют вести учет аварий, организовываться плановые мероприятия, обучать водителей, др. Специалисты отмечают, что БДД – это достаточно многогранное понятие, включающее в себя несколько аспектов. В связи с этим в законах указаны виды наказаний не только для водителей, но и пешеходов. Это позволяет рационально управлять состоянием на дорогах.

Чтобы обеспечить БДД юридические лица и ИП должны назначить уполномоченного сотрудника. В должностные обязанности таких работников входит контроль штата и транспортных средств, находящихся в эксплуатации. В компаниях, которые специализируются в перевозках грузов или пассажиров, формируется дополнительное подразделение. Его руководителем назначается работник, способный аттестовать водителей, разрабатывать программы стажировок, проверять транспортные мощности, др. Мероприятия, которые проводятся внутри организации, нужно подтверждать документально. Например, распоряжениями или постановлениями руководства.

Для создания прозрачной схемы оказания государственных услуг и регулирования конфликтных ситуаций, был создан 443-ФЗ об организации дорожного движения. Благодаря документу работа правоохранительных и иных органов (например, полиции) стала более слаженной и унифицированной. Если компания игнорирует требования, контролирующие органы назначат соответствующее наказание.
 

Участники

Существует несколько типов пользователей транспортной инфраструктуры. В их число входят:

  • водители;
  • пассажиры;
  • пешеходы.

В данном случае водителем выступает как полноправный владелец транспортного средства, так и сотрудник автопредприятия. Должностные лица, которые допустили работников к управлению машиной попадают под действие специальных нормативно-правовых актов, в том числе Закон о безопасности дорожного движения 2022.

На заметку! Водитель отвечает за безопасность своего автомобиля и находящихся в нем людей. Он должен соблюдать ПДД, а также нести обязанности, предусмотренные разделом вторым разделом.

Под пешеходами принято подразумевать граждан, которые находятся вне машины. К данной категории приравнивают лиц, которые управляют:

  • велосипедом;
  • мопедом;
  • мотоциклом;
  • санями;
  • тележкой;
  • детской или инвалидной коляской, др.

Все участники дорожного движения должны придерживаться ПДД и других действующих правил.


 

Основные риски

Дорожное движения – это область повышенной опасности. В любой момент на дороге может возникнуть затор, аварий или другая внештатная ситуация. ДТП трактуется как происшествие с участием как минимум одного транспортного средства, которое привело к порче имущества или нанесло вред здоровью людей. Данная разъяснение содержится в Федеральном законе РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Существуют несколько поводов, провоцирующих возникновение аварий.

Повод

Описание

Объективные

Объективные причины не зависят от водителя, его действий или состояния здоровья

Субъективные

Под субъективными причинами подразумевают нарушения ПДД теми или иными участниками дорожного движения

Чаще всего ДТП возникают по субъективным причинам. В данном случае речь идет о различных правонарушениях, совершаемых водителями, пассажирами или пешеходами. Например, несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал светофора. Многие сотрудники дорожной инфраструктуры считают, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов.

На заметку! Более 80% аварий связаны с человеческим фактором.

Проблемой на дорогах являются и заторы. Ежедневно на определенных городских трассах или магистралях возникает ситуация, когда прибывающий поток транспортных средств превышает пропускную способность конкретного участка. Также пробки могут появляться вследствие ремонтных работ, неправильной конструкции развязок, несогласованных действий светофорных и иных объектов.
 

Меры по их предотвращению

В действующих законах описаны, которыми должны пользоваться юридические лица и ИП, для формирования безопасного дорожного движения. На основании роли человека они бывают активными и пассивными. Данные мероприятия направлены на снижение количества ДТП, контроля водителей, а также других штатных сотрудников.

Обеспечение безопасности дорожного движения посредством активных мер:

  1. Организация регулярного технического осмотра транспортных средств, которые находятся в эксплуатации.
  2. Своевременное обслуживание агрегатов, техники, дорожных знаков, иных конструкций транспортной инфраструктуры.
  3. Анализ технического состояния подъездных дорог, магистралей, трасс.
  4. Разработка ПДД. Контроль за их соблюдением сотрудниками организации.
  5. Наблюдение за текущей загруженность дорожного полотна с помощью электронных носителей.
  6. Обновление дорожной разметки.

Активные мероприятия позволяют устранить частые причины дорожно-транспортных происшествий. Также они снижают шанс возникновения серьезных травм и летальных исходов.

К пассивным мерам относятся:

  1. Установка заградительных сооружений на дорогах, звукового сопровождения на светофорных объектах.
  2. Проектирование и изготовление транспортных средств с повышенной безопасностью.
  3. Проверка ремней безопасности, подушек, подголовников перед выпуском автомобиля на линию.
  4. Установка защитных приспособлений для ребенка: кресла, бустеры или адаптеры на ремни.
  5. Наличие аптечки для оказания первой медицинской помощи, а также огнетушителей.

Исчерпывающий список активных и пассивных мер указан в отдельных нормативно-правовых актах. При этом участники дорожного движения должны руководствоваться ПДД.
 

Законодательная база

Законодательная база РФ устанавливает права и обязанности водителей, пассажиров, пешеходов. Вследствие нарушений тех или иных правил может пострадать любой участник дорожного движения. Из-за этого действующие документы предусматривает наказания как для граждан, так и должностных лиц.
 

Федеральные законы

В ФЗ описаны унифицированные требования к ИП и юрлицам, которые эксплуатирует транспортные средства или занимаются коммерческими перевозками. Разработанные документы опубликованы на официальном сайте Правительства. Посмотреть их может любой желающий.

Виды:

  1. № 443-ФЗ от 29.12.2017 г. Отображает организационные положения, а также перечень профессий с требованиями в отношении лиц, связанных с БДД.
  2. № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. Устанавливает права и обязанности автопредприятий.
  3. № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. Фиксирует требования по использованию дорог и накладывает ограничения на некоторые категории транспортных средств.
  4. № 259-ФЗ от 08.11.2007 г. Описывает алгоритм перевозки пассажиров, грузов и багажа.
  5. № 170-ФЗ от 01.07.2011 г. Объясняет, когда нужно проводить техосмотр транспортного средства.
  6. № 67-ФЗ от 14.06.2012 г. Страховка для водителей

Существует дополнительный Указ Президента о БДД № 711 от 15.06.1998 г. Здесь прописаны должностные обязанности и права инспекторов ГИБДД.

На заметку! ФЗ о БДД – это основополагающий документ в области безопасности дорожного движения.

 

Кодексы

В Российской Федерации действуют отдельные кодексы по БДД. В разработанных актах содержится исчерпывающий перечень правонарушений, которые предусматривают административную, уголовную или иную ответственность. Наказание может быть вменено как должностным лицам, так их подчиненным.

В некоторых случаях контролирующие органы могут ограничиться штрафными санкциями или приостановить деятельность компании. Размер санкций зависит от тяжести правонарушения и последствий, которое оно повлекло.

Кодексы:

  1. КоАП РФ. Устанавливает наказания за нарушение ПДД.
  2. УК. Описывает виды правонарушения и наказания по другим статьям, которые возникли вследствие дорожно-транспортного происшествия. Например, злоупотребление должностными обязанностями, нанесение вреда окружающей среде, др.
  3. ГПК РФ. Трактует особенности судопроизводства для юридических лиц и ИП.
  4. ГК РФ. Содержит порядок взаимодействия государства и граждан в области безопасности дорожного движения. Отображает основные процедуры, алгоритм их выполнения.

Дополнительно в кодексах описаны случаи, когда интересы сторон находятся под защитой. Положениями документов могут пользоваться все участники дорожного движения. В том числе должностные лица.
 

Приказы и постановления

Регулировать БДД призваны приказы, а также постановления различных ведомств. В частности, Минтранса.

Приказы Минтранса:

  1. № 7 от 15.01.2014 г. Описывает схему стажировки для водителей, технических и медицинских осмотров.
  2. № 106 от 20.03.2017 г. Устанавливает служебные обязанности для лиц, претендующих на должность инженера за БДД. Обязывает аттестовать сотрудников, а также проводить дополнительное обучение.
  3. № 287 от 28.09.2015 г. Отображает квалификационные требования нормы для водителей.
  4. № 15 от 20.08.2004 г. Содержит трактовки относительно труда и отдыха штатных экспедиторов.
  5.  №1730 от 29.12.2018 г.

Образцы приказов и постановлений можно поискать на официальном сайте отраслевого ведомства. Доступ к реестру предоставляется круглосуточно и бесплатно. При необходимости их можно скачать.
 

Правила дорожного движения

БДД регламентирована несколькими документами:

  1. Постановление Правительства № 1090 от 23.10.1993 г. Описывает нормы дорожного движения для участников трафика: водителей, пассажиров, пешеходов.
  2. Федеральный закон №196-ФЗ от 10.12.1995 г. Разъясняет, какие мероприятия по обеспечению БДД можно использовать. Устанавливает наказания за нарушения.

Согласно действующим законам, автопредприятия должны оформлять собственную документацию по контролю движения на дорогах. Данное требования является обязательным для компаний, которые эксплуатируют транспортные средства или занимается коммерческими перевозками.
 

Инструкции

В правовой базе РФ юридическую силу имеют инструкции:

  1. Рекомендательные инструкции. Описывает правила поведения для водителя в рабочее время.
  2. Инструктажи по охране труда. Содержит предписания, которые обеспечивают безопасную деятельность для сотрудников предприятия.
  3. Инструкции по предрейсовым медосмотрам. Устанавливает требования и квалификационный статус, которым должен соответствовать экспедитор.

При необходимости в организации составляется сборник инструкций по БДД. Данный документ представляет собой памятку для водителей, выполняющих перевозку грузов или пассажиров.

На заметку! Внутренняя документация по безопасному дорожному движению разрабатывается уполномоченными лицами с учетом указаний Роструда.

 

ГОСТы

В Российской Федерации в качестве национальных стандартов было разработано более 2000 ГОСТов, связанных с БДД. Все они являются обязательными к соблюдению для юридических лиц или ИП. ГОСТ Р ИСО 39001-2014 имеет рекомендательный характер и описывает общий подход к организации БДД на предприятиях.

Важнейший нормативно-правовой акт, соответствующих Венской конвенции о дорожных сигналах и знаках, называется стандарт Р 52289-2004. Другие национальные стандарты опубликованы на официальном сайте Росстандарта.

Требования и правила, относящиеся к поддержанию безопасного дорожного движения, имеют унифицированную форму. Это позволяет составлять внутреннюю документации в соответствии с типовыми бланками. В редких случаях компании может потребоваться помощь консалтингового агентства. Во время транспортного аудита фирма проверит существующие шаблоны и приведет их к стандартному виду.
 

ФЗ-196

Государственное управление зависит от многих факторов, в том числе и детальной регламентации прав всех участников административных правоотношений. С данной целью госорганы устанавливают новые законы, а также процедуры, определяющие порядок взаимодействия граждан и органов исполнительно власти.

Действующий федеральный закон устанавливает правовые основы обеспечения БДД на территории Российской Федерации. Здесь описаны требования, которые относятся к юридическим лицам, ИП, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств. Он стал базовым в области формирования безопасности дорожного движения.

Согласно документу, компании должны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с действующими;
  • придерживаться режима труда и отдыха;
  • анализировать, а также устранять причины ДТП;
  • проводить медицинские и технические осмотры;
  • оформлять страховку;
  • оснащать автомобили тахографами.

Помимо этого, предприятию нужно создавать условия для повышения квалификации работников предприятия. Федеральный закон коснулся лиц, которые принимают непосредственное участие в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства, пешехода или пассажира.
 

Назначение

ФЗ стал основным нормативно-правовым актом, регулирующим процессы в сегменте БДД. Здесь прописаны нормы, условия, сроки, а также последовательность действий. Закон предоставил подробную регламентацию для участников дорожного движения, унифицировал требования и обеспечил открытость. Также документ создал гибкий механизм взаимодействия граждан с органами исполнительной власти и классифицировал административные операции.

На заметку! Если в документе отсутствуют ссылки на запрет или возможные действия, правоохранительные органы и граждане могут ссылаться на Конституцию РФ.

Назначение:

  1. Устанавливает сроки исполнения тех или иных функций.
  2. Оптимизирует взаимодействие граждан, организаций и государственных органов.
  3. Минимизирует документооборот.
  4. Предоставляет подробное описание прав, полномочий и ответственности для участников дорожного движения.

Правовая база устанавливает, что законом можно назвать любой акт, разработанный и принятый уполномоченными лицами для урегулирования (оптимизации) деятельности или сегмента общественного устройства. В нем поэтапно описаны шаги, а также требования, обязательные к исполнению. Их игнорирование приводит к наказанию.
 

Состав

Федеральный закон имеет собственную структуру. Нормативно-правовой акт поделен на 8 разделов и приложения. Прежде всего документ описывает права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов. Благодаря закону были упразднены многие барьеры, с которыми встречались должностные лица, а также другие участники дорожного движения.

На заметку! Положения документа были отредактированы для более продуктивной организации дорожного движения на основании используемых процедур.

 

Общие положения

Первая глава ФЗ – это «Общие положения». Здесь сосредоточена информация относительно задач документа, а также правовые основы и принципы обеспечения БДД. Помимо этого, в документе описаны компоненты системы регулирования. Также в данной части присутствует узкая терминология, ее содержание, трактовка.

Главная задача Федерального закона заключается в охране жизни, здоровья, имущества граждан. Нормативно-правовой акт защищает права и законные интересы участников дорожного движения, предупреждает возникновение ДТП, снижает их тяжесть и последствия.

Пример терминологии:

  • ДТП;
  • участник ДД;
  • транспортное средство;
  • водитель;
  • парковка;
  • аварийный участок, др.

К основным принципам формирования БДД относят приоритет жизни и здоровья граждан.
 

Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения

Безопасность ДД формируется с помощью установления полномочий и ответственности Правительства России, федеральных органов исполнительной власти, а также ее субъектов. Уполномоченные учреждения должны контролировать деятельность на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте. Помимо этого, им необходимо материально финансировать мероприятий по безопасности дорожного движения, рационально организовывать подготовку водителей, проводить медицинские или технические осмотры.

На заметку! Важное место в обеспечении БДД отведено проведению социально-ориентированной политики по страхованию.

Во второй статье раздела содержатся полномочия собственников транспортных средств, федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Отдельной главой выделено участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по БДД, а также организация государственного учета показателей
 

Программы обеспечения безопасности дорожного движения

Здесь описаны программы по формированию безопасности дорожного движения. Для реализации поставленных задач должны разрабатываться федеральные, региональные и местные проекты. Составляются они с учетом правил. Утверждаются они уполномоченными органами.

Программы финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. Они направлены на снижение количества аварий, их тяжести и последствий.
 

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения

В данной части описаны требования по обеспечению БДД. Некоторые из положений:

  1. При строительстве магистралей необходимо оформлять соответствующие документы. У уполномоченных лиц должны присутствовать показания топографов, инженеров, гидрологов.
  2. Строительство конструкций выполняется по разработкам проекта.
  3. Вспомогательные элементы демонтируются в установленные сроки.
  4. Транспортировка грузов, пассажиров выполняется с соблюдением правил ПДД.
  5. Знаки, светофоры, разметки устанавливаются на трассе по международным и региональным правилам, листовкам.

Дополнительно в документе указаны требования к установке рекламных стендов на обочинах, представлены правила по выбору строительного сырья. Помимо этого, Федеральный закон обязывает проводить медицинские и технические осмотры.

Данное требование является обязательным для предприятий, которые эксплуатируют транспортные средства любой категории, перевозят опасные грузы или пассажиров, имеют на балансе организации несколько машин. Результаты осмотров документально заверяются. Проверить их наличие могут любые контролирующие органы. При отсутствии нужной документации должностным лицам будет выписан штраф или применены другие виды наказаний.
 

Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения

В 5 разделе указано, описано как образом реализуется контроль в области БДД. В соответствии с текстом, надзор выполняется с помощью (кратко):

  • федерального государственного контроля в сегменте безопасности дорожного движения;
  • надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ.

Выполняют контроль органы исполнительной власти. Назначаются они Президентом Российской Федерации.
 

Ответственность за нарушение законодательства российской федерации о безопасности дорожного движения

Нарушения ФЗ влекут за собой наказание. Контроль за обеспечением БДД осуществляет Ространснадзор. Также данная деятельность вменена Правительству РФ, федеральным министерствам и ведомствам, административным субъектам. Государственного надзора трехуровневая и включает в себя несколько звеньев.

На заметку! Регулярно Ространснадзор организует проверки. Их периодичность зависит от категории риска, к которому относится юрлицо или ИП. Осмотры со стороны государственного учреждения могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Если на предприятии не назначают штатного сотрудника, обязательства за БДД возлагается на начальника транспортного участка или главного механика. Вид и размер наказания определяется на основании тяжести нарушения и последствий, которое оно повлекло. Неисполнение требований влечет за собой штраф от 20 000 рублей для должностных лиц. От 30 000 рублей для ИП. От 50 000 рублей для юридических лиц. За повторное нарушение предприятие может получить административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Другие наказания:

  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • лишение права занимать определенные должности.

В некоторых случаях штрафные санкции могут достигать более 200 000 рублей.
 

Международные договоры Российской Федерации

Данный раздел устанавливает, что если международным соглашением РФ установлены иные правила, чем предусмотренные действующим законом, то применяются правила международного договора. При этом решения межгосударственных органов, которые противоречат Конституции России, не подлежат исполнению.
 

Заключительные положения

В заключительной части указано, что Федеральный закон о БДД вступает в силу с момента его официального опубликования. При желании органы исполнительной власти могут предложить Президенту Российской Федерации привести документы.
 

Изменения и редакции

Последний раз ФЗ-196 редактировался в 2020 году. На официальном сайте ведомства опубликован документ с внесенными правками. Согласно нормативно-правовому акту, юрлица и ИП, которые занимаются коммерческими перевозками или эксплуатируют хотя бы одно транспортное средство, должны обеспечить безопасность на дорогах.

Для этого на предприятии определяют инженера по БДД. Назначенное лицо будет нести административную и иную ответственность перед государством за соблюдение правил дорожного движения. Знание специфики позволит избежать штрафных санкций и проходить проверки, которые регулярно осуществляют контролирующие органы.
 

Заключение

443-ФЗ об организации дорожного движения – это гарант, в котором установлены права и обязанности участников дорожного движения. В любой момент на дороге может возникнуть затор, аварий или другая внештатная ситуация. Чтобы контролировать данную область, были разработаны акты.

Действующий законы определяет правовые основы обеспечения БДД на территории Российской Федерации. Здесь описаны требования, которые относятся к юридическим лицам, ИП, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств. Он стал базовым в области формирования безопасности дорожного движения. На положения ФЗ могут опираться все участники трафика.