Мы работаем по всей России

Консультация
Заполните форму и мы вам перезвоним
Имя
Телефон

Автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров водителей законны ли удаленные дистанционные

Общие сведения

Под предрейсовым осмотром принято подразумевать проверку самочувствия и здоровья водителя перед выходом в рейс. Главная цель такой процедуры – убедиться в том, что шофер хорошо себя чувствует и сможет управлять автомобилем. Стоит отметить, что обследование может проходить несколько раз. Это касается случаев, когда водитель за день выходит в разные рейсы.

Внимание! Не стоит путать предрейсовые осмотры с предсменными. Вторые нужно проходить 1 раз в самом начале рабочего дня.

Водителю не требуется искать медицинское учреждение, в котором он может пройти предрейсовый осмотр. Такая обязанность ложится на плечи работодателя. Именно он занимается организацией и финансированием обследований.

Внимание! Организация может либо заключить договор на оказание услуг с клиникой, либо открыть медпункт на территории предприятия.

Процедура предрейсового осмотра имеет следующие особенности:

  1. Обследования проводятся для выявления у работника заболеваний, которые могут помешать ему управлять транспортным средством.
  2. Организуется и финансируется работодателем.
  3. Проводится медработниками, имеющими на руках необходимые сертификаты.

За нарушения, допущенные при проведении медицинского освидетельствования водителей, грозит ответственность.


 

Правовое регулирование

Процедура предрейсового осмотра регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Статья №213 ТК РФ. Обязывает всех водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов, проходить предварительные медосмотры.
  2. Статья №328 ТК РФ. Регулирует процедуру приема на работу сотрудников, которые планируют управлять транспортным средством.
  3. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Определяет необходимость прохождения медосмотра индивидуальными предпринимателями, которые планируют самостоятельно управлять транспортным средством.
  4. Приказ Минздрава РФ № 835н. Данный нормативно-правовой акт регулирует порядок прохождения предрейсового осмотра.
     

Необходимость

Проходить предрейсовые медосмотры должны все водители компании. В качестве исключения можно выделить сотрудников оперативных служб (пожарная, скорая помощь, газовая и т.д.). Такие шоферы идут на обследование к доктору в начале смены.

Послерейсовые осмотры обязательны для водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров и опасных грузов. Они позволяют не только определить влияние ОПФ на организм человека, но и узнать, употребляет ли сотрудник спиртные напитки за рулем.

Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые способы нанести вред здоровью человека.

 

Цели

Цель проведения предрейсовых осмотров заключается в выявлении профессиональной пригодности водителя. Она определяется не только по психологическим качествам, но и по состоянию здоровья. Если медик обнаружит у шофера симптомы какого-либо заболевания, то он не допустит его к управлению транспортным средством.

Выделим основные задачи медосмотра:

  1. Выявление у сотрудника состояния алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Определение у водителя болезней, которые негативно сказываются на управлении транспортным средством.
  3. Обезопасить водителя и других участников дорожного движения от попадания в ДТП.
  4. Обеспечение защиты пассажиров и транспортного средства.
     

Виды

На данный момент существует несколько видов медосмотров водителей:

  1. Первичный. Позволяет определить состояние здоровья сотрудника, который устраивается на работу в компанию. Именно на этом этапе медик должен выявить у соискателя противопоказания к управлению транспортным средством.
  2. Периодический. Проводится примерно один раз в год и обеспечивает наблюдение за состоянием здоровья сотрудников предприятия. Стоит упомянуть о том, что водителя, который не прошел периодическое обследование, нельзя допустить к рейсу.
  3. Предрейсовый. Проводится перед началом рабочего дня. Его главная цель – проверить самочувствие и трезвость шофера перед поездкой.
  4. Послерейсовый. Обязателен лишь для водителей, занятых перевозкой пассажиров и опасных грузов. Позволяет оценить уровень воздействия ОПФ на организм сотрудника.

Предрейсовый осмотр обеспечивает безопасность ДД, поэтому за его проведением пристально следят контролирующие органы.
 

Требования

Чтобы организовать проведение осмотров перед рейсом, работодатель может пойти тремя путями:

  1. Заключить договор с клиникой. У медицинского учреждения в обязательном порядке должна иметься лицензия на проведение освидетельствований.
  2. Нанять в штат врача. У медика должен быть на руках соответствующий сертификат, подтверждающий квалификацию. Работодатель заключает с таким специалистом трудовой договор.
  3. Получить лицензию. Самый трудный вариант, к которому прибегают лишь крупные компании.

Чтобы работодатель мог открыть собственный медпункт на территории предприятия, ему потребуется получить соответствующее разрешение.

Лицензию выдадут только при наличии в компании помещения, соответствующего следующим требованиям:

  1. Наличие двух комнат: первая предназначена для осмотров (не менее 12 кв. м), а вторая – манипуляционная (не менее 6 кв. м.).
  2. Высота потолков – 2,6 метров.
  3. Стены и потолки гладкие. Поверхности должны быть доступными для проведения уборки.
  4. Напольное покрытие хорошо зафиксировано. Стыки должны быть заделаны подходящим материалом.
  5. Места, где расположены раковины, отделаны влагостойким материалом. Это может быть керамическая плитка.
  6. Наличие в кабинете естественного и искусственного освещения.
  7. Наличие отопления и канализации.
  8. Проектировочные работы выполнены с учетом вытяжной вентиляции.

Если не выполнить хоть одно из перечисленных требований, то в выдаче лицензии будет отказано.

Также в кабинете необходимо разместить следующее оборудование:

  1. Кушетка.
  2. Шкаф.
  3. Телефон.
  4. Сейф.
  5. Стол и стул.
  6. Лампа.
  7. Тонометр.
  8. Коврик.
  9. Алкотестер.
  10. Термометр.
  11. Шпатели.
  12. Экспресс-тесты на наркотики.
  13. Аптечка.

Если помещение полностью готово, то можно приступать к получению лицензии. Для этого необходимо собрать следующий пакет документов:

  1. Уставные бумаги.
  2. Правоустанавливающие документы на помещение.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ.
  4. Заключение Роспотребнадзора.
  5. Квитанция, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины.
  6. Перечень медицинского оборудования.
  7. Документы, подтверждающие образование медиков.

Дальнейший алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Обращение в Росздравнадзор за консультацией.
  2. Обращение в СЭЗ за выпиской, подтверждающей состояние кабинета.
  3. Отправка собранной документации в Росздравнадзор.
  4. Ожидание результатов проверки.
  5. Получение готовой лицензии. Если контролирующий орган не выявит никаких проблем, то работодателю будет выдано разрешение.

Внимание! Если с получением разрешения возникнут проблемы, то можно обратиться в соответствующую компанию за помощью.

 

Порядок проведения

Медицинское освидетельствование водителей проходит в несколько этапов. Это помогает оценить самочувствие водителя и его готовность выйти в рейс.

Порядок проведения обследования утвержден действующими нормативно-правовыми актами. Медик выполняет следующие действия:

  1. Уточняет, нет ли у сотрудника жалоб на самочувствие. Врача должны насторожить следующие симптомы: головная боль, слабость, сонливость.
  2. Измеряет АД, пульс и температуру пациента.
  3. Проводит осмотр кожных покровов работника для изучения наличия травм.
  4. Использует специальный прибор, позволяющий определить количество этанола в выдыхаемом человеком воздухе.
  5. Использует экспресс-тест на присутствие запрещенных веществ в крови.

Стоит отметить, что сотрудника нельзя протестировать на наличие запрещенных веществ в крови, если тот не даст свое согласие. Работник в обязательном порядке должен подписать протокол, в котором указаны следующие сведения:

  1. Дата проведения обследования.
  2. Персональные данные водителя (ФИО, пол, дата рождения).
  3. Название организации.
  4. Время проведения тестирования.
  5. Данные о специалисте, который отвечает за проведение тестирования.
  6. Информация о тесте.
  7. Причина проведения тестирования.
  8. Результат теста.

Результат теста не будут иметь юридической силы, если шофер на поставит на нем свою подпись.
 

Результаты

Результаты обследований отражаются в журнале учета, ведением которого занимается медик. Документ должен быть в обязательном порядке прошнурован и пронумерован.

В журнале учета отражаются следующие сведения:

  • дата и время прохождения осмотра;
  • персональные данные водителя (ФИО, пол, дата рождения);
  • результаты исследований;
  • заключение специалиста;
  • подпись медика и водителя.

Внимание! Журнал учета должен храниться в сейфе, который располагается в медпункте.

Если врач не выявит причин, по которым водителя следовало бы отстранить от рейса, то он распишется в путевом листе. Это один из тех документов, который шофер должен иметь при себе во время поездки.

Внимание! С недавних пор в путевом листе не проставляется штамп.

В ПЛ в обязательном порядке содержатся следующие сведения:

  • номер документа;
  • период действия листа;
  • персональные данные водителя (ФИО, пол, дата рождения);
  • ФИО специалиста, который проводил обследование;
  • информация о ТС и его техосмотре.

Проверить факт наличия у водителя путевого листа могут сотрудники ГИБДД.
 

Дистанционный осмотр

Дистанционные предрейсовые осмотры – это обследования водителей с применением аппаратно-программного комплекса. Такая установка позволяет измерить АД шофера, а также выявить факт алкогольного опьянения.
 

История появления

В 2016 году в СМИ появилась информация о том, что Минтранс РФ рассматривает вопрос о внедрении системы «Электронный путевой лист». На смену бумажным ПЛ должно было прийти приложение, устанавливаемое на смартфон.

Система так и не заработала, но в 2018 году в силу вступил закон о телемедицине. Он регулирует проведение предрейсовых осмотров с использованием аппаратно-программного комплекса.
 

Поправки в законодательстве

Телемедицина стала возможна благодаря тому, что в силу вступил ФЗ № 242 от 29.07.2017 «О внесении в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере здравоохранения».
 

Автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров

Аппаратно-программный комплекс позволяет:

  1. Проводить тесты на алкоголь/наркотики.
  2. Измерять АД, пульс, температуру.
  3. Вести журнал учета в электронном виде.

Помимо установки, работодателю потребуется купить веб-камеру, с помощью которой специалист будет наблюдать за прохождением обследования.

Внимание! Медик должен убедиться в том, что сведения, которые ему предоставлены, полностью достоверны.

 

Как проводится

Дистанционный медосмотр водителей проводится следующим образом:

  1. Сотрудник приходит в медпункт, располагающийся на территории предприятия.
  2. Затем водитель садится за терминал и указывает персональные данные в системе.
  3. Шоферу потребуется самостоятельно измерить АД, пульс и температуру.
  4. С помощью веб-камеры медработник наблюдает за процедурой.
  5. Если результаты исследований будут положительными, то медик допустит водителя к рейсу.

Внимание! Руководитель предприятия может в любой момент ознакомиться с результатами исследования.

 

Преимущества использования

Удаленный медосмотр водителей обладает следующими преимуществами:

  1. Сводится к минимуму вероятность мошенничества.
  2. У водителя никак не получится подкупить медика.
  3. Низкая стоимость обследований.
  4. Не нужно получать лицензию и оборудовать медпункт.
  5. Снижение документооборота.
  6. Журнал учета ведется в электронном виде.
  7. Обслуживание производится в любое время.
  8. Видеозапись процедуры сохраняется на длительный срок.
  9. Руководитель предприятия может в любой момент узнать, почему шофер был отстранен от рейса.
     

Как перейти от очного осмотра к дистанционным

Организации, которая желает перейти от очного осмотра к дистанционному, следует учесть следующие моменты:

  1. Аппаратно-программный комплекс должен быть зарегистрирован в Едином реестре медицинских изделий.
  2. Необходимо раз в год проводить проверку ПО.
  3. Все водители должны дать письменное согласие на обработку персональных данных.
  4. Доступ к информации, находящейся в хранилище БД, ограничен.
  5. Электронная документация хранится в БД на протяжении одного года.
  6. Медперсоналу необходимо позаботиться о получении усиленной цифровой подписи.
     

Законность метода

Законодательство не запрещает проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры с применением телемедицинских технологий.
 

Законно ли ведение электронного журнала и документов

Если организация проводит удаленные предрейсовые осмотры с помощью аппаратно-программного комплекса, то она имеет право вести журнал учета в электронном виде. Важно упомянуть о том, что страницы документа можно распечатать в любой момент.
 

Как поставить штамп-допуск дистанционно

С 2019 года в путевых листах не проставляются штампы. Теперь медику достаточно расписаться в документе, чтобы допустить водителя к рейсу. Если речь идет об аппаратно-программном комплексе, то он выдает липкий чек-стикер, который вклеивается в путевой лист.
 

Законно ли проводить предрейсовый осмотр вне кабинета

Согласно действующим нормативно-правовым актам, медицинская помощь может оказываться вне кабинета. Врач имеет право применять свои профессиональные навыки и умения вне стационара.

Если мы говорим о предприятии, у которого имеется лицензия на проведение обследований, то предрейсовый осмотр может проводиться исключительно в специально оборудованном кабинете.
 

Судебная практика

Когда дело касается судебной практики, то здесь все не так гладко. Дело в том, что работодателям очень часто не удается доказать свою правоту, так как в штате нет медицинского работника.
 

Основные моменты

  1. Законодательство не запрещает проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры с применением телемедицинских технологий.
  2. Работодатель может либо заключить договор на оказание услуг с клиникой, либо открыть медпункт на территории предприятия.
  3. Цель проведения предрейсовых осмотров заключается в выявлении профессиональной пригодности водителя.
  4. Чтобы работодатель мог открыть собственный медпункт на территории предприятия, ему потребуется получить соответствующее разрешение.
     

Заключение

Из статьи мы выяснили, что автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров обладает множеством преимуществ. Водителю необходимо воспользоваться специальным аппаратно-программным комплексом, чтобы получить допуск к рейсу. За процедурой следит специалист при помощи веб-камеры.