Под предрейсовым осмотром принято подразумевать проверку самочувствия и здоровья водителя перед выходом в рейс. Главная цель такой процедуры – убедиться в том, что шофер хорошо себя чувствует и сможет управлять автомобилем. Стоит отметить, что обследование может проходить несколько раз. Это касается случаев, когда водитель за день выходит в разные рейсы.
Внимание! Не стоит путать предрейсовые осмотры с предсменными. Вторые нужно проходить 1 раз в самом начале рабочего дня.
Водителю не требуется искать медицинское учреждение, в котором он может пройти предрейсовый осмотр. Такая обязанность ложится на плечи работодателя. Именно он занимается организацией и финансированием обследований.
Внимание! Организация может либо заключить договор на оказание услуг с клиникой, либо открыть медпункт на территории предприятия.
Процедура предрейсового осмотра имеет следующие особенности:
За нарушения, допущенные при проведении медицинского освидетельствования водителей, грозит ответственность.
Процедура предрейсового осмотра регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
Проходить предрейсовые медосмотры должны все водители компании. В качестве исключения можно выделить сотрудников оперативных служб (пожарная, скорая помощь, газовая и т.д.). Такие шоферы идут на обследование к доктору в начале смены.
Послерейсовые осмотры обязательны для водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров и опасных грузов. Они позволяют не только определить влияние ОПФ на организм человека, но и узнать, употребляет ли сотрудник спиртные напитки за рулем.
Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые способы нанести вред здоровью человека.
Цель проведения предрейсовых осмотров заключается в выявлении профессиональной пригодности водителя. Она определяется не только по психологическим качествам, но и по состоянию здоровья. Если медик обнаружит у шофера симптомы какого-либо заболевания, то он не допустит его к управлению транспортным средством.
Выделим основные задачи медосмотра:
На данный момент существует несколько видов медосмотров водителей:
Предрейсовый осмотр обеспечивает безопасность ДД, поэтому за его проведением пристально следят контролирующие органы.
Чтобы организовать проведение осмотров перед рейсом, работодатель может пойти тремя путями:
Чтобы работодатель мог открыть собственный медпункт на территории предприятия, ему потребуется получить соответствующее разрешение.
Лицензию выдадут только при наличии в компании помещения, соответствующего следующим требованиям:
Если не выполнить хоть одно из перечисленных требований, то в выдаче лицензии будет отказано.
Также в кабинете необходимо разместить следующее оборудование:
Если помещение полностью готово, то можно приступать к получению лицензии. Для этого необходимо собрать следующий пакет документов:
Дальнейший алгоритм действий выглядит следующим образом:
Внимание! Если с получением разрешения возникнут проблемы, то можно обратиться в соответствующую компанию за помощью.
Медицинское освидетельствование водителей проходит в несколько этапов. Это помогает оценить самочувствие водителя и его готовность выйти в рейс.
Порядок проведения обследования утвержден действующими нормативно-правовыми актами. Медик выполняет следующие действия:
Стоит отметить, что сотрудника нельзя протестировать на наличие запрещенных веществ в крови, если тот не даст свое согласие. Работник в обязательном порядке должен подписать протокол, в котором указаны следующие сведения:
Результат теста не будут иметь юридической силы, если шофер на поставит на нем свою подпись.
Результаты обследований отражаются в журнале учета, ведением которого занимается медик. Документ должен быть в обязательном порядке прошнурован и пронумерован.
В журнале учета отражаются следующие сведения:
Внимание! Журнал учета должен храниться в сейфе, который располагается в медпункте.
Если врач не выявит причин, по которым водителя следовало бы отстранить от рейса, то он распишется в путевом листе. Это один из тех документов, который шофер должен иметь при себе во время поездки.
Внимание! С недавних пор в путевом листе не проставляется штамп.
В ПЛ в обязательном порядке содержатся следующие сведения:
Проверить факт наличия у водителя путевого листа могут сотрудники ГИБДД.
Дистанционные предрейсовые осмотры – это обследования водителей с применением аппаратно-программного комплекса. Такая установка позволяет измерить АД шофера, а также выявить факт алкогольного опьянения.
В 2016 году в СМИ появилась информация о том, что Минтранс РФ рассматривает вопрос о внедрении системы «Электронный путевой лист». На смену бумажным ПЛ должно было прийти приложение, устанавливаемое на смартфон.
Система так и не заработала, но в 2018 году в силу вступил закон о телемедицине. Он регулирует проведение предрейсовых осмотров с использованием аппаратно-программного комплекса.
Телемедицина стала возможна благодаря тому, что в силу вступил ФЗ № 242 от 29.07.2017 «О внесении в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере здравоохранения».
Аппаратно-программный комплекс позволяет:
Помимо установки, работодателю потребуется купить веб-камеру, с помощью которой специалист будет наблюдать за прохождением обследования.
Внимание! Медик должен убедиться в том, что сведения, которые ему предоставлены, полностью достоверны.
Дистанционный медосмотр водителей проводится следующим образом:
Внимание! Руководитель предприятия может в любой момент ознакомиться с результатами исследования.
Удаленный медосмотр водителей обладает следующими преимуществами:
Организации, которая желает перейти от очного осмотра к дистанционному, следует учесть следующие моменты:
Законодательство не запрещает проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры с применением телемедицинских технологий.
Если организация проводит удаленные предрейсовые осмотры с помощью аппаратно-программного комплекса, то она имеет право вести журнал учета в электронном виде. Важно упомянуть о том, что страницы документа можно распечатать в любой момент.
С 2019 года в путевых листах не проставляются штампы. Теперь медику достаточно расписаться в документе, чтобы допустить водителя к рейсу. Если речь идет об аппаратно-программном комплексе, то он выдает липкий чек-стикер, который вклеивается в путевой лист.
Согласно действующим нормативно-правовым актам, медицинская помощь может оказываться вне кабинета. Врач имеет право применять свои профессиональные навыки и умения вне стационара.
Если мы говорим о предприятии, у которого имеется лицензия на проведение обследований, то предрейсовый осмотр может проводиться исключительно в специально оборудованном кабинете.
Когда дело касается судебной практики, то здесь все не так гладко. Дело в том, что работодателям очень часто не удается доказать свою правоту, так как в штате нет медицинского работника.
Из статьи мы выяснили, что автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров обладает множеством преимуществ. Водителю необходимо воспользоваться специальным аппаратно-программным комплексом, чтобы получить допуск к рейсу. За процедурой следит специалист при помощи веб-камеры.